Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №9. 9. Российская империя во второй половине XVIII в
9. Российская империя во второй половине XVIII в. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Оценка деятельности Екатерины II в исторической литературе.
Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, д'Аламбера, Руссо. Основным мотивом у них была критика феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, выступали за уничтожение средневековых форм эксплуатации и деспотического государственного управления. Согласно разработанной просветителями теории «общественного договора», народ делегирует часть свои полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву» правителям, и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие — обороной, третьи — управляют страной. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику. Екатерина II во многом разделяла эти идеи, но имела свое видение политики «просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергла идею «естественного права» и «общественного договора», считая что в России главным способом организации общества может быть только неограниченная власть монарха (но «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне. Не критикуя места и роли православной церкви в обществе, императрица, вслед за французскими просветителями, выступила с идеей передачи в государственное управление монастырских и церковных земель (секуляризации). В 1764 г. был издан указ о секуляризации церковных земель и переводе двух миллионов монастырских крестьян в категорию государственных. Основными мероприятиями Екате-рины в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали: • учреждение дворянского Вольного экономического общества (1765); • упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях; • предоставление права открытия предприятий без разрешения правительства (1775); • секуляризация церковных владений на Украине (1786); • разрешение всем желающим заниматься промыслами (1767); • запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771); • разрешение создания вольных типографий (1783); • начало проведения школьной реформы (1786) и др. Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить действовавшее до того времени Соборное уложение 1649 года. Такие попытки предпринимали и Петр I, и его дочь Елизавета. Но, в отличие от них, Екатерина решила привлечь к разработке этого документа не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Депутаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого); от дворян (по одному от уезда); от купечества (по одному от города), а также от государственных крестьян, ясачных людей, казаков и кочевых племен (по одному от провинции). От духовенства был лишь один представитель от Синода. Крепостные крестьяне (составлявшие тогда 53% всего крестьянства) не имели права избирать своих депутатов (счи-талось, что их интересы будут представлять помещики). Зато такое право впервые получили государственные крестьяне и представители нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей.
Данная страница нарушает авторские права?
|