Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительные характеристики типов сознания
Сравнительные характеристики типов культур
Классификационные критерии
| Характеристики типов культуры
|
Архаичная
| Индустриаль-
ная
| Постиндуст-
риальная
| Доминирующий субъект культуры
| Человек
с коллективно-родовым типом сознания
| Человек
с коллективно-групповым типом сознания
| Человек
с автономно-гуманистичес-
ким типом
сознания
| Основной ресурс
| Земля
| Машинное производство
| Человек
| Фактор социальной активности
| Природа
| Способ производства
| Самоорганиза- ция
| Форма социальной организации
| Этнос
| Государство
| Гражданское общество
| Характер коммуникаций
| Локальный, замкнутый
| Динамичный
| Супердинамич- ный
| Доминирующий социокод
| Память
| Письменно-печатный
| Электронный
| Ощущение времени
| Сакрализация прошлого
| Сакрализация будущего
| Ответствен-
ность за настоящее и будущее
| Типы образовательных моделей
| Традиционная
| Инструктивная
| Креативная
|
Сравнительные характеристики типов сознания
| Тип сознания
|
Коллективно-родовой
| Коллективно-групповой
| Автономно-гуманистический
| Уровень сознания
| Бытийный
| Внешне
рефлексивный
вный
| Внутренне рефлексивный
| Характер миро-
восприятия
| Синкретичный
| Эклектичный, профессионально
специализирован-ный
| Целостный, интегрированный, (комплексное восприятие мира)
| Ведущий организующий фактор
| Традиции, ритуал; способность к самоорганиза-
ции отсутствует
| Социальная норма; способность к самоорганизации присутствует в пределах нормы
| Совесть, закон;
способность к активной самоорганизации
| Характер мышления
| Примитивный, без умения оперировать законами формальной логики
| Конвергентный тип мышления в логике дуальной оппозиции: или черное, или белое
| Дивергентный тип мышления. Способность к диалогу, вынесению третьего суждения
| Характер внутри групповых отношений
| Объект-объектный
| Субъект-объектный
| Субъект-субъектный
| Ценности
| Покой, стабильность, «ощущение сильной руки»
| Общественное мнение, коллективизм, стабильность
| Свобода, права человека, личная ответственность, социальная активность
| Антиценности
| Развитие, новаторство, свобода
| Индивидуализм, выбор
| Зависимость, ограничение творчества
|
Исследуя эволюцию культурных эпох и образовательных моделей в историко-культурном процессе, И. Е. Видт установила следующие характеристики, представленные в таблице 4.
Таблица 4.
Тип культуры
| Архаичная культура
| Индустриаль-ная культура
| Постиндустриаль-
ная культура
| Тип образования
| традиционный
| инструктивный
| инновационный (креативный)
| Социокод
| опыт бытовой жизнедеятельности
| научные знания
| универсальные, эпистемические знания
| Основной способ фиксации и хранения опыта
| память старшего поколения
| письменно-печатный
| печатно-электронный
| Способ передачи
опыта
| традиция
| инструкция
| совместная непрерывная продуктивная познавательная деятельность всех поколений
| Доминирующий регулятор и организатор процесса обучения
| передача опыта осуществлялась старшим поколением и социальной стратой (этнос, цех и пр.)
| государство
| гражданское общество посредством создания общественно-педагогической инфраструктуры
|
|