Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди
Пасхальная утреня предваряется торжественным КРЕСТНЫМ ХОДОМ вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.
Перед началом утрени священник в полном облачении, имея в левой руке пасхальный трисвечник с Крестом, а в правой - кадило, совершает вместе с диаконом каждение престола (трижды).
В 12 часов ночи - удар в колокол.
После каждения священник становится на горнем месте и поет с диаконом стихиру (трижды):
" Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".
Вначале царские врата и завесы закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса; при пении ее в третий раз открываются царские врата и духовенство с пением первых слов стихиры выходит из алтаря на крестный ход, а хор продолжает: " И нас на земли сподоби...". Старший священнослужитель берет Евангелие (с правой стороны престола), а с левой - икону Христа Спасителя, покрытые платом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: " Воскресение Твое, Христе Спасе...", крестный ход входит в притвор и останавливается перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается. Священник кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит священника.
После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно НАЧАЛО УТРЕНИ (без возгласа диакона: " Благослови, владыко"):
" Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков".
Хор: " Аминь". Духовенство трижды поет тропарь: " Христос воскресе...", и хор трижды повторяет тропарь.
Затем духовенство поет стихи: " Да воскреснет Бог...", " Яко исчезает дым...". " Тако да погибнут грешницы...", " Сей день, его же сотвори Господь...", " Слава...", и " И ныне", а хор после каждого стиха - тропарь " Христос воскресе...".
После тропаря на " И ныне" священнослужители поют первую половину тропаря: " Христос воскресе из мертвых", а хор допевает: " И сущим во гробех живот даровав".
В этот момент открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря " Христос воскресе..." входят в храм, ликуя и радуясь, " узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха, происходяща". Священник входит в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению.
После нее поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Например: духовенство поет первые слова ирмоса " Воскресения день...", а хор продолжает " Просветимся, людие...". После каждого тропаря канона припев: " Христос воскресе из мертвых". Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: " Христос воскресе..." (трижды).
На всех песнях канона священник с диаконом совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. Кадя народ, священник приветствует (трижды) молящихся словами: " Христос воскресе". Верующие отвечают: " Воистину воскресе" и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он такие приветствует народ словами: " Христос воскресе".
После каждой песни и заключительного пения тропаря " Христос воскресе" диакон произносит малую ектению, а священник - особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге " Служба на пасхальную седмицу".
После 3-й песни поется ипакои: " Предварившия утро..."
По 6-й песни - кондак: " Аще и во гроб..." и икос: " Еже прежде солнца...", затем - " Воскресение Христово видевше..." (трижды) и " Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость" (трижды).
На 8-й песни перед Троичным тропарем: " Отче Вседержителю..." поется припев: " Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". На 9-й песни вместо припева: " Христос воскресе из мертвых..." поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев (к ирмосу): " Величай, душе моя, воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца", и т.д.
По 9-й песни - ексапостиларий: " Плотню уснув..." (трижды).
Затем поются хвалнтные стихиры и стихиры Пасхи:
" Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его", " Пасха свящанная нам днесь показася...".
При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с мирянами обычно относится к концу службы.
Сразу после стихир читается слово св. Иоанна Златоуста: " Аще кто благочестив и боголюбив...", в котором - на основании притчи Спасителя о работниках виноградника (Мф. 20, 1-16) - все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту: " Уст твоих..." (единственное песнопение святому в службе Пасхи).
Затем произносятся две ектении - сугубая и просительная. После возгласа: " Твое бо есть..." Диакон: " Премудрость", Хор: " Благослови". Священник: " Сый благословен..." Хор:
" Аминь". " Утверди, Боже". Священник (вместо возгласа: " Слава Тебе, Христе Боже... " поет " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор допевает: " И сущим во гробех живот даровав". Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст.
" Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".
После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: " Христос воскресе". Народ трижды отвечает: " Воистину воскресе". Хор поет тропарь: " Христос воскресе..." (трижды), " И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению", а затем многолетие.
|