Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная теория конформности Г.Джерарда и М.Дойча. Влияние большинства и меньшинства.






Конформность должна рассматриваться в контексте более общей теории касающейся последствий поиска человеком информации в ситуациях, когда он оценивает свое поведение на основе соотнесения его с другими. Такое сравнение необходимо для того, чтобы уменьшить неопределенность своего поведения в ситуации. Человеку приходится не только сравнивать себя с другими, но и сравнивать свои интерпретации ситуации с интерпретациями других. Сравнение двух интерпретаций особенно значимо, если сталкиваются интерпретации большинства и меньшинства. Это имеет прямое отношение к слому социального консенсуса: он может быть интерпретирован как превращение взглядов меньшинства во взгляды большинства.

В этой теории были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор. Механизм влияния в обоих случаях различен: большинство в полном смысле давит на меньшинство нормой, подчиняя мнение индивида. Он при этом изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, оставаясь внутри при своем мнении (внешний конформизм). Меньшинство лишь предполагает индивиду новую информацию, если индивид доверяет ей, то изменяет свое мнение, т.е. как бы происходит его обращение, принятие новой точки зрения (внутренний конформизм). С точки зрения формирования группы механизм социального влияния выступает как давление группы, которое подчиняется ее норме.

Эксперимент С. Московичи: двум группам испытуемых демонстрируются слайды, на которых изображен голубой цвет. В экспериментальной группе, состоящей из 6 человек 2 сообщника экспериментатора утверждают, что цвет – зеленый, они – меньшинство, которое влияет на позицию большинства. 8, 4% соглашались с тем, что на экране зеленый цвет, а при изменении цветовой гаммы (плавный переход от голубого к зеленому), чаще фиксировали появление зеленого раньше, чем испытуемые в контрольной группе.

Вывод Московичи: меньшинство сможет победить своим влиянием и превратить свою позицию в норму (превращение информационного влияния в нормативное), но для этого необходимо соблюдать несколько условий поведения меньшинства: устойчивость позиции, уверенность при ее демонстрации, аргументированность в защите представляемой информации. В ситуации конфликта между мнением индивида и мнением большинства навязывается навязывание не согласия как такового, а демонстрации согласия, но зато эффект наступает быстрее. При разрешении конфликта между индивидом и меньшинством со стороны меньшинства происходит как бы приглашение к размышлению за счет предоставления информации, к поиску нового. Московичи предположил, что все новации в обществе стоит скорее ждать от меньшинства, чем от большинства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.