Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы выполнения проекта
Стадия выполнения проекта
| Характеристика деятельности педагога и учащихся
| Организационно-подготовительный этап
| Поиск проблемы
| Учащиеся слушают педагога, анализируют услышанное. Педагог ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания
| 1 См.: Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. — 2000. — № 4.
Продолжение табл. 24
Стадия выполнения проекта
| Характеристика деятельности педагога и учащихся
| Осознание проблемной области
| Учащиеся из предложенных педагогом проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них. Педагог выступает в роли консультанта
| Выявление конкретной потребности. Первое мини-исследование
| Опираясь на собственные знания и обобщая данные, полученные из различных источников информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, телерадиоинформация, рекламные буклеты, справочники и др.), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят маркетинговое мини-исследование, изучают интеллектуальные и материальные возможности. Педагог — наблюдатель, консультант, советчик
| Определение конкретной задачи и ее формулировка
| Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта. Педагог помогает уточнить формулировки
| Установление основных параметров и ограничений
| Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами. Педагог делает уточнения
| Выявление традиций, истории, тенденций. Второе мини-исследование
| Учащиеся изучают историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи. Педагог помогает подобрать необходимую литературу, консультирует, советует
| Построение «звездочки обдумывания». Третье мини-исследование
| Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения (материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия). Педагог проверяет, уточняет, советует
| Выработка идей, вариантов, альтернатив. Четвертое мини-исследование
| Учащиеся на листе бумаги набрасывают возникшие идеи, записывают или рисуют их в виде фраз, отдельных слов, картинок, эскизов. Педагог уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу
| Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Пятое мини-исследование
| Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Педагог контролирует, уточняет, оказывает помощь
|
Продолжение табл. 24
Стадия выполнения проекта
| Характеристика деятельности педагога и учащихся
| Выбор материала, построение «звездочки обдумывания»
| Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них. Педагог консультирует, обобщает
| Выбор инструмента, оборудования
| Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования. Педагог консультирует, обобщает
| Разработка технологического проекта
| Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. Педагог наблюдает, консультирует, обобщает
| Организация рабочего места
| Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности. Педагог оказывает помощь
| Экономическое и экологическое обоснование
| Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия. Педагог оказывает помощь, контролирует процесс
| Контроль качества
| Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта. Педагог проверяет, обобщает результаты
| Технологический этап
| Выполнение технологических операций
| Учащиеся подбирают режимы обработки; осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс: корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места. Педагог наблюдает, контролирует, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности
|
Окончание табл. 24
Стадия выполнения проекта
| Характеристика деятельности педагога и учащихся
| Обобщающий (рефлексивный) этап
| Коррекция
| Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты. Педагог анализирует, советует
| Контроль, испытание
| Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание. Педагог наблюдает, консультирует
| Реклама
| Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий. Педагог консультирует, советует
| Оформление
| Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями. Педагог консультирует, помогает
| Оценка проекта учащимися
| Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства. Педагог наблюдает, консультирует
| Защита проекта
| Учащиеся делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы. Педагог слушает, участвует в оценке проекта
| Рассмотренная последовательность этапов и стадий выполнения проекта отражает деятельность педагога и учащихся, причем деятельность учащихся во многом носит творческий, самостоятельный характер, а деятельность педагога преобразуется в консультационную.
|