Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила применения исследовательского метода
В качестве проблемы для учащихся в данном случае выступает новая система связей между известными понятиями в алгоритме решения типовой задачи (табл. 10). Программированный метод. В практике обучения программированный метод часто отождествляется с программированным контролем. Поэтому когда на уроке применяют карты программированного контроля знаний учащихся, контролирующие устройства, то возникает иллюзия применения программированного метода. В действительности программированный метод предполагает организацию изучения учебного материала по специальной обучающей программе, которая включает покадровую разбивку учебного ма- Таблица 10 Правила применения алгоритмического метода
* В дальнейшем рассмотрение алгоритма расчета задачи зависит от метода рас- чета. териала, специальные правила его структурирования, приемы управления самостоятельной деятельностью учащихся. Применение программированного метода сочетается с работой преподавателя и учащихся на компьютере. Однако до сих пор слабо разработана технология составления обучающих программ. Таким обра-
зом, проблема реализации программированного обучения требует специальных исследований. Обобщая вышесказанное, отметим, что в деятельности преподавателя не существует универсального метода. Преподаватель, как правило, отдает предпочтение тому или иному методу в зависимости от способностей учащихся, характера учебного материала и своего владения технологией обучения. Одной из закономерностей реализации методов обучения на уроке является сочетание двух-трех методов при каком-то одном ведущем. Приведем пример реализации диалогического и эвристического методов обучения при изучении темы «Последовательное соединение активного, емкостного и индуктивного сопротивлений в цепях переменного тока». На этапе повторения понятий происходит систематизация знаний учащихся о свойствах активного, емкостного и индуктивного сопротивлений в цепях переменного тока. После повторения основных понятий учащимся демонстрируется схема последовательного соединения элементов. Затем вычерчивается принципиальная схема электрической цепи (рис. 21). Перед учащимися ставятся цели: методом измерений определить падение напряжения на элементах цепи и рассчитать напряжение, подаваемое в схему; вывести формулы полного сопротивления электрической цепи. Учащиеся проводят соответствующие измерения и записывают значения напряжения на участках цепи. Следует вопрос преподавателя: «Каким, по вашему мнению, будет напряжение на всей цепи?» Зная свойства последовательного соединения элементов в цепях постоянного тока, учащиеся прогнозируют значение напряжения на зажимах генератора. Однако после его измерения они видят несоответствие между предполагаемым значением напряжения и измеренным. Таким образом, возникает проблемная ситуация, т.е. противоречие между результатами проведенного демонстрационного эксперимента и ранее сформированными знаниями о свойствах последовательного соединения элементов цепи. Преподаватель побуждает учащихся рассмотреть физические процессы на участках электрической цепи. Учащимся задаются следующие вопросы: чему равно напряжение на активном сопротивлении цепи? Каково значение напряжения на индуктивном сопротивлении? Чему равен сдвиг фаз между напряжением и током на индуктивности? По какой формуле рассчитывается напряжение на емкости? Чему равен сдвиг фаз между током и напряжением на емкостном сопротивлении?
Рис. 21. Принципиальная схема электрической цепи
110 генератора. Очередной вопрос преподавателя: «Чему равны полное сопротивление цепи и сдвиг фаз между током и напряжением?» Затем следует пояснение. Учащимся указывается, что для решения проблемы необходимо воспользоваться треугольником напряжений, разделив катеты и гипотенузу на силу тока в цепи. Учащиеся получают новый треугольник (рис. 23), катеты которого соответственно равны: ХР - XL - Хс и R, а гипотенуза представляет полное сопротивление цепи — Z. Учащиеся самостоятельно выводят формулу полного сопротивления цепи Z = R2 +(XL - Хс)2 и формулу расчета сдвига фаз в цепи переменного тока cosφ = R/Z
|