Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семьяи интеллект
Таблица 15.5. Внутрипарное сходство родителей и детей по показателям общих способностей
Сравниваемые пары
| л
| г
| Отец—дочь
|
| 0, 434
| Отец—сын
|
| 0, 426
| Мать—дочь
|
| 0, 524
| Мать—сын
|
| 0, 444
| Мать—ребенок
|
| 0, 484
| Отец—ребенок
|
| 0, 430
| Родитель—ребенок
|
| 0, 453
| Родители между собой
|
| 0, 366
| Более близкий родитель—дочь
|
| 0, 621
| Менее близкий родитель—дочь
|
| 0, 385
| Более близкий родитель—сын
|
| 0, 566
| Менее близкий родитель—сын
|
| 0, 337
| Более близкий родитель—ребенок
|
| 0, 584
| Менее близкий родитель—ребенок
|
| 0, 353
| п — количество пар, г— коэффициент корреляции
В исследовании Скоблик подтвердилась известная гипотеза «ассорта- тивности»: люди склонны жениться и выходить замуж за партнеров, сход- ных с ними по уровню интеллекта. Не только «дурак дурака видит издале- ка», но и «умная умного» и наоборот. Коэффициент корреляции уровня об- щего интеллекта родителей 0, 366 (положительный и значимый). Правда, корреляцию можно объяснить и взаимовлиянием. Так, психолог Н.Н. Обо- зов показал на основе результатов своих исследований, что длительное об- щение в супружеских и дружеских парах приводит с сближению личност- ных черт партнеров. Правда, сближение уровней интеллекта супругов пос- ле их длительного семейного проживания не выявлено. Однако Обозов об- наружил другой факт: те студенты, которые сохраняли дружеские отноше- ния с 1-го по 5-й курс, сближались по профилю интеллекта.
Нетрудно заметить, глядя на табл. 15.5, что максимально сходны уров- ни интеллекта матерей и дочерей (/•= 0, 524). Дочь в русской семье воспи- тывается как «вторая мама», максимально близка к матери и подражает ей (до определенного времени, точнее до 14—16 лет).
Попытаемся использовать эти коэффициенты корреляции для решения иной задачи — восстановления структуры эмоциональной близости в се- мье. Ведь можно считать так: если в сходстве интеллекта членов семьи про-
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития
является их эмоциональная бли- зость, то по коэффициентам корре- ляции интеллекта можно выявить близость членов «среднестатисти- ческой семьи».
Тогда получим следующую кар- тину условных расстояний между членами «среднестатистической» семьи (рис. 15.3).
Получается, что сын в россий- ской семье находится в худшем по- ложении, нежели дочь.
Рис. 15.3. Эмоциональная дистанция между членами «среднестатистической» семьи
| Сравнение корреляций уровней интеллекта сыновей и дочерей с более или менее эмоционально значимыми родителями показало, что независимо от пола ребенка корреляции интел- лекта детей и эмоционально близких родителей выше. Следовательно, дело не в «материнском генетическом эф- фекте». Просто мать чаще эмоционально ближе к детям, чем отец (о чем сви- детельствуют и наши данные). Более того, различия корреляций оказались статистически значимы при высоком уровне достоверности.
Отсюда следует и другой вывод: идентификация с родителем того же пола имеет важное значение для формирования ряда личностных качеств, но не имеет практически никакого значения для формирования когнитивных спо- собностей. В последнем случае работают совершенно иные механизмы.
Ясно одно: передача культурного опыта, интеллектуального потенциа- ла осуществляется в семье при взаимодействии ребенка и взрослого. Есть данные о взаимосвязи отношений между супругами и их отношением к ре- бенку. Существуют и данные, касающиеся связи уровня развития детей с качеством взаимоотношений родителей в семье. Дискомфорт в супруже- ских отношениях приводит к замедлению развития ребенка (не только лич- ностного, но и интеллектуального). Отношения между родителями особен- но сильно влияют на умственное развитие маленьких детей — от 3 до 4 лет.
И все же когнитивное развитие (по Пиаже) в большей мере зависит от того, как родитель справляется с обучением ребенка в ходе общения, не- жели оттого, как родители относятся друг к другу. П.И. Керич в 1990 г. про- водил исследование влияния семейных взаимоотношений на отношение к ребенку и выявил, что на развитие ребенка влияет «стиль речевого об- щения» родителей.
В 1975 г. Р. Пломин и Д.С. Де Фриз проводили исследования 200 семей с приемными детьми и стольких же контрольных семей. Им удалось уста- новить, что умственное развитие детей определяется психологической го- товностью родителей к контактам с детьми. И более того, оказалось, что дети тех родителей, которые проявляли эмоциональную и вербальную го- товность к общению со своими годовалыми детьми, через год показали бо-
Семья и интеллект
лее высокий уровень интеллектуального развития. Данные Дж. Горна (1982) свидетельствуют о том, что от дружественной семейной среды за- висят в первую очередь показатели невербального (пространственно-прак- тического) интеллекта.
|