Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Время созерцания
Хронотоп фотосъемки пейзажа отличается заметным креном в сторону времени. Если на вопрос «что снимать?» можно ответить: «что душе угодно» (извилистую речушку, ее живописный поворот, таинственно скрывающийся в гуще травы; одиноко торчащее сухое дерево; пожелтевший лесок, виднеющийся в пожухлом поле с дорогой, его пересекающей), то «когда и как снимать» — заслуживает пристального внимания. Основная задача фотографа при съемке пейзажа заключается в том, чтобы поймать момент. Что такое фотография? Любая, будь то портрет, натюрморт или другая жанровая разновидность. Это, прежде всего, свет, а значит, нужно поймать в этом неразнообразном природном ландшафте нужное освещение. Каждому фотографу известно, что наиболее художественным временем съемки является утро и вечер, поскольку в эти моменты солнце освещает землю не под прямым углом, а ложится более интересно, словно лаская или окутывая землю своим теплом. Впрочем, далеко не каждое утро одинаково красиво. К нужному освещению необходимо поймать еще особое состояние природы. Особенно интересна природа в моменты, связанные с атмосферными явлениями: туман, дождь, состояние перед дождем, после дождя, перед грозой, радуга, закат. Объяснить это невозможно, это состояние можно только почувствовать и не дома, через оконное стекло, а в лесу, в поле, у реки. Природа, как и вдохновение, не любит ленивых. Вот почему для того, чтобы поймать особое состояние природы, нужно рано подниматься, часто до рассвета, и выезжать на место съемки, где возможно (но при этом вовсе не обязательно) природа наградит вас за длительное ожидание каким-то особенно красивым видом.
Диалектика количества и качества Рождение фотопейзажей, в которых «что-то есть», не зависит от круга пейзажных сюжетов. Одного и того же дерева вполне достаточно, чтобы создать бесконечное количество разнообразных и оригинальных работ. В подмосковных перелесках можно найти удивительные по своей красоте деревья, которые при необычном освещении становятся и вовсе сказочными. Казалось бы, растет посреди поля дерево с раскидистой кроной. Красивое само по себе, но похожее на тысячи других деревьев. Допустим, заснеженное, покрытое инеем, но серое и скучное на фоне бесцветного неба. Но стоит только свету заиграть каким-то особым образом, как все вокруг преображается: снег внизу играет перламутром, дерево отражает свет легким сиянием, рождается настроение, и эта картинка становится уникальным фотошедевром. Новый взгляд на дерево создает новую интересную композицию. Но этот угол зрения нужно суметь подобрать. Определенный объект в конечном итоге может быть исчерпан, но до тех пор, пока я буду в этом дереве видеть что-то новое, я буду его снимать.
Словом, качество фотопейзажа возникает не благодаря количеству километров, намотанных ногами фотографа в поисках стоящей картинки, а благодаря тщательности проработки одного, но любимого места. Не стоит устраивать бездумные забеги в ширину. Приглядывайтесь к одному месту, раскройте его сущность, копайте в глубину. Самое главное — это настроение, которое передает пейзаж. А настроение не может повторяться.
|