Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологические понятия. Их формирование. Морфологические упражнения.






Все морфологические понятия можно разделить на 2 группы: ЧР и грамматические признаки. Осознание данных понятий учащимися происходит постепенно, следовательно, их расчленение и конкретизации. В определенных ЧР сначала указывается на родовое понятие, по отношению к которому определяемое понятие является видовым. Затем перечисляются существенные признаки видового понятия (например, имя сущ-е(определяемое видовое понятие) – это ЧР (родовое понятие), которая обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?, имеет грамматические признаки рода, числа и падежа, в предложении – подлежащее, дополнение(существенные признаки видового понятия).

Определения учащиеся должны знать твердо в той форме, в какой они даны в учебнике. Иногда допускаются небольшие коррективы со стороны учителя.

Уяснение морфологических понятий успешно протекает в тех случаях, если учителем точно установлены умственные операции, которые ведут к обнаружению необходимых признаков понятий и последовательности этих операций. Такой подход к изучению понятия или правила, называется работой с помощью алгоритма.

На этапе объяснения нового материала используются все известные теоретические методы (беседа, слово учителя, чтение учебника).

Упражнения при изучении морфологии.

1)упражнения по наблюдению и анализу языкового материала. Например, найдите в тексте имена сущ-е, прил-е и пр.; разграничьте омонимичные слова, относящиеся к разным частям речи. При выполнении данных упражнений школьники учатся определять ЧР, их грамматические признаки, формы слова и т.д.

2)упражнения по изменению готового текста. Например, поставьте имена сущ-е, данные в скобках, в той или иной форме. При выполнении данных упражнений учащиеся учатся образовывать формы слова, однокоренные слова и отрабатывают умения различать их.

3)упражнения по конструированию. Например, составьте 4-5 предложений по заданной теме. Упражнения этой группы предназначены для того, чтобы научить детей сознательно пользоваться в собственной речи изучаемыми морфологическими средствами.

4)упражнения – обучающий диктант. Возможны все приемы использования этих диктантов. При выполнении формируются все морфологические умения.

5)Морфологический разбор. Его необходимо проводить по единой схеме, учащиеся должны знать ее наизусть; морфологический разбор предполагает конспективное изложение материала по всему разделу. Его эффективно применять на этапах повторения и контроля. Схемы и образцы морфологического разбора даны в школьных учебниках. Желательно, чтобы с изучением каждой новой ЧР предлагался и разбор слов, относящихся к ранее изученным ЧР. Такое повторение будет способствовать прочному закреплению знаний и умений учащихся по морфологии в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.