Разработан на основе сборника учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в ПТУ.
Цели изучения темы
| Наименование и содержание темы
| Результат
|
| Тема: 1 Введение
|
|
Показать учащимся целесообразность избранной профессии. Ознакомить с программой обучения. Дать представление о работах, выполняемых в слесарной мастерской. Ознакомить с оборудованием и инструментом.
| Учебно-производственные и воспитательные задачи курса. Базовое предприятие училища, его трудовые традиции. Передовики и новаторы производства – выпускники училища. Ознакомление учащихся с оборудованием, инструментом и приспособлениями учебно-производственных мастерских, способами и приемами выполнения слесарно-сборочных работ, мероприятия по эффективному использованию учебного времени, с производственным планом учебной группы и училища. Системой контроля качества работ.
| Ориентируется в задачах курса. Имеет представление о избранной профессии. Называет оборудование и инструмент.
|
| Тема: 2 Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.
|
|
Ознакомить учащихся с правилами безопасной работы в слесарной мастерской, причинами возникновения пожаров, мерами предупреждения пожаров.
| Правила и нормы труда, безопасных условий труда в учебных мастерских. Требования безопасности к производственному оборудованию и инструменту. Основные опасные и вредные факторы, возникающие при работе в мастерской. Пожарная безопасность. Причины возникновения пожаров в учебных мастерских и других помещениях училища. Меры предупреждения пожаров. Правила поведения при пожаре, порядок вывода пожарной команды. Пользование первичными средствами пожаротушения. Пути эвакуации. Основные правила и нормы электробезопасности. Знаки и надписи безопасности. Заземление электроустановок. Виды электротравм. Оказание первой медицинской помощи.
| Имеет представление о требованиях безопасности к производственному оборудованию и инструменту. Знает правила и нормы безопасных условий работы, правила поведения при пожаре. Умеет вызвать пожарную команду, скорую мед. помощь. Ознакомление с приемами оказания первой медицинской помощи.
|
| Тема: 3 Экскурсия на строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений.
|
|
Ознакомить учащихся с механизмами, оборудованием, инструментом и приспособлениям, применяемыми при выполнении монтажных и санитарно-технических работ
| Учебно-воспитательные задачи экскурсии. Ознакомление со строительной площадкой, видами возводимых зданий и сооружений строительными машинами, механизмами, оборудованием, инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении монтажных и санитарно-технических работ. Ознакомление с видами и методами монтажа санитарно-технических систем и оборудования. Ознакомление с работой коллективов в борьбе за повышение качества строительных работ, высокую трудовую дисциплину. Обобщение результатов экскурсии.
| Ознакомление с видами и методами монтажа санитарно-технических систем и оборудования. Называет инструменты и оборудование.
|
| Тема: 4 Разметка плоскостная.
|
|
Сформировать знания о плоскостной разметке деталей.
Сформировать умения производить разметку деталей по чертежам и шаблонам.
| Подготовка деталей к разметке. Разметка деталей по чертежам и эскизам. Упражнения в выполнении основных приемов разметки. Построение замкнутых контуров, образование окружностей и радиусных кривых.
Разметка осевых линий.
Разметка контуров деталей с отсчетом от кромки заготовки и от осевых линий, разметка по шаблону.
Контроль качества выполненных работ.
| Поясняет последовательность выполнения операций плоскостной разметки. Называет инструмент для выполнения разметки.
Умеет производить разметку деталей по чертежу с помощью мастера, самостоятельно по шаблону.
|
| Тема: 5 Рубка металла.
|
|
Сформировать умение выполнять рубку металла, производить подготовку деталей под сварку.
| Упражнения в выполнении приемов рубки.
Рубка листовой стали по уровню губок тисков.
Рубка чугунных труб.
Вырубание на плите заготовок различной конфигурации.
Обрубание кромок под сварку, выступов и неровностей.
Заточка инструментов.
Контроль качества выполненных работ.
| Поясняет последовательность выполнения рубки металла.
Ориентирует в выборе инструмента.
Умеет производить рубку листовой стали, чугунных труб, обрубание кромок под сварку, производить заточку инструмента.
|
|
Тема: 6 Правка и гибка металла.
|
|
Сформировать умение производить правку и гибку металла различной конфигурации с помощью приспособлений.
| Правка полосовой стали, круглого стального прутка на плите с помощью ручного пресса и с применением призм. Проверка по линейке и по плите. Правка листовой стали. Гибка листовой стали под заданным углом.
Гибка стального сортового проката на ручном прессе и с помощью простейших гибочных приспособлений. Гибка кромок листовой стали в тисках, на плите и с применением приспособлений.
Гибка колец из проволоки и обечаек из половой стали.
Гибка труб в приспособлениях и с наполнителем.
Контроль качества выполняемых работ.
| Называет инструмент и приспособления для правки и гибки металла.
Умеет производить несложные операции по правке и гибки металлических заготовок.
|
| Тема: 7 Резание металла.
|
|
Сформировать умения резать металл различной конфигурации слесарной ножовкой, ножницами.
| Крепление полотна в рамке ножовки. Упражнения в постановке корпуса и рабочих движений при резании слесарной ножовкой.
Резание полосовой, квадратной, круглой и угловой стали слесарной ножовкой в тисках и по рискам.
Резание труб слесарной ножовкой, ножницами.
Контроль качества выполняемых работ.
| Умеет выполнять резание металла слесарной ножовкой, ножницами.
|
| Тема: 8 Опиливание металла.
|
|
Научить учащихся опиливать сталь различной формы, пользоваться измерительным инструментом.
| Упражнения отработки основных приемов опиливания плоских поверхностей.
Опиливание широких и узких поверхностей с проверкой плоскостной проверочной линейкой.
Опиливание поверхностей, сопряженных под углом 900, под острым и тупым углом. Проверка плоскостности по линейке. Упражнения в измерении деталей штангенциркулем.
Опиливание плоских параллельных плоскостей.
Опиливание поверхностей цилиндрических стержней и фасовок на них.
Опиливание криволинейных выпуклых и вогнутых поверхностей. Контроль качества выполненных работ.
| Знает приемы опиливания различных поверхностей металлических изделий. Ориентируется в выборе напильников.
Умеет пользоваться измерительным инструментом.
Выполняет опиливание металла различной формы.
|
| Тема: 9 Сверление, зенкование и развертывание.
|
|
Научить учащихся выполнять сверление глухих и сквозных отверстий, зенкованию отверстий под головки винтов и заклепок, развертывание сквозных цилиндрических отверстий под штифты.
| Упражнения в управлении сверлильным станком и его наладке.
Сверление сквозных отверстий по разметке и в кондукторе.
Сверление глухих отверстий с применением упоров, мерных линеек, лимбов.
Сверление ручными и электрическими дрелями.
Сверление с применением ручных механизированных инструментов.
Заправка режущих элементов сверл.
Зенкование отверстий под головки винтов и заклепок.
Развертывание сквозных цилиндрических отверстий под штифты. Контроль качества выполненных работ.
| Знает приемы управления и наладки сверлильного станка. Умеет сверлить и обрабатывать отверстия.
|
| Тема: 10 Нарезание резьбы.
|
|
Сформировать умения по нарезанию резьбы в глухих и сквозных отверстиях, на болтах и гайках.
| Нарезание наружной резьбы на болтах, шпильках и трубах.
Ознакомление с резьбонакатыванием.
Контроль качества выполненных работ.
| Умеет производить нарезание резьбы наружной и внутренней. Называет резьбонакаточный инструмент, контролирующий инструмент.
|
| Тема: 11 Клепка
|
|
Научить учащихся производить клепку деталей
| Подготовка деталей заклепочных соединений.
Сборка и клепка нахлесточного соединения вручную и на прессе заклепками с полукруглыми и потайными головками.
Контроль качества выполненных работ.
| Умеет производить клепку деталей различными способами. Знает инструмент и приспособления.
|
| Тема: 12 Комплексные работы.
|
|
Научить учащихся изготавливать простые детали и изделия санитарно-технических систем.
| Изготовление гнутых деталей: отводов, отступов, скоб, калачей и компенсаторов. Изготовление прокладок для фланцевых соединений и радиаторов, предохранительных пробок и заглушек для труб, защитных гильз для трубопроводов. Изготовление простейших деталей и изделий санитарно-технических систем.
| Умеет изготавливать простые детали и изделия сантехнических систем.
Знает назначение деталей сантехнических устройств.
|
| Тема: 13 Соединение труб
|
|
Сформировать умение производить различные виды соединения труб.
| Сортировка по номенклатуре труб, соединительных частей, арматуры и средств крепления.
Соединение стальных труб. Разметка труб. Отрезка труб вручную. Отбортовка труб. Соединение труб на резьбе. Соединение труб на фланцах. Разбортовка резьбовых и фланцевых соединений.
Соединение чугунных труб. Разметка и перерубка труб. Очистка концов и раструбов от грязи. Устранение дефектов. Соединение чугунных труб с помощью раструбного соединения с заделкой раструбов труб канализации и водоснабжения цементом, асбестоцементной смесью, расширяющимся цементом.
Соединение пластмассовых труб. Разметка труб, резка труб на заготовки заданной длинны. Очистка труб. Снятие фаски на концах труб. Соединение труб.
Соединение асбестоцементных, керамических, бетонных и железобетонных труб. Разметка труб. Отрезка труб. Устранение дефектов на концах труб. Соединение асбестоцементных труб с помощью двухбортовкой самоуплотняющейся муфты. Конопатка стыков труб с помощью смоляной пряди и заделка их асбестоцементной смесью, цементной или битумной мастикой.
Соединение керамических труб с помощью раструбных соединений. Соединение бетонных и железобетонных труб с помощью раструбного соединения. Соединение бетонных и железобетонных труб с помощью раструбного стыка, уплотняемого резиновым кольцом и закрываемого замком из цемента. Контроль качества соединения труб.
| Знает классификацию труб, арматуры, соединительных частей и деталей.
Умеет соединить разные виды труб различными способами.
|
|
Тема: 14 Разборка, притирка, сборка и испытание арматуры.
|
|
Сформировать умения производить разборку и сборку арматуры.
| Разборка запорной, предохранительной и регулирующей арматуры.
Расконсервация и промывка деталей.
Притирка уплотнительных поверхностей.
Сборка вентилей, задвижек, кранов, заслонок, предохранителей и обратных клапанов, воздухоотводчиков, регуляторов и стабилизаторов, кранов двойной регулировки и трехходовых кранов, со смазкой ходовой части, постановкой прокладок и набивкой сальников.
Контроль качества выполненных работ.
| Называет детали арматуры. Знает их местонахождение.
Умеет производить разборку, притирку и испытание арматуры.
|
| Тема: 15 Гнутье труб.
|
|
Сформировать умение производить гнутье труб и изготавливать отводы, утки, скобы и т.д.
| Разметка труб для гнутья. Изготовление шаблонов.
Гнутье стальных труб и изготовление из них отводов, уток, скоб и калачей на ручных трубогибочных станках. Гнутье пластмассовых труб.
Ознакомление с механизированными способами гнутья труб.
| Умеет производить гнутье труб ручным способом. Представляет процесс гнутья труб механизированным способом.
|
| Тема: 16 Заготовка и укрупнительная сборка трубных узлов.
|
|
| Участие (в составе бригад квалифицированных слесарей) в изготовлении узлов и деталей из труб, соединяемых на резьбе, сварке и фланцах.
Участие в укрупнительной сборке(комплектации) заготовок труб для систем отопления, водоснабжения и газоснабжения.
Участие в проводимых испытаниях узлов и деталей на месте изготовления, маркировке, упаковке и транспортировке готовых изделий на место монтажа.
Участие в обработке, формировании, гибки, соединении, испытании, транспортировке узлов и деталей пластмассовых трубопроводов.
Контроль качества выполненных работ.
| Умеет производить разборку и сборку трубных узлов.
|
| Тема: 17 Монтаж системы отопления.
|
|
Сформировать умения производить монтаж систем отопления.
| Разметка мест установки средств крепления отопительных приборов.
Сверление и пробивка отверстий.
Установка средств крепления. Монтаж радиаторов, конвекторов, ребристых труб, панелей. Монтаж трубопроводов систем отопления, магистральных трубопроводов, стояков, подводок к отопительным приборам. Установка арматуры и компенсаторов. Участие в монтаже основного и вспомогательного оборудования, котлов.
Участие в гидравлическом испытании систем отопления. Контроль качества выполненных работ.
| Знает технологический процесс монтажа отопительной системы.
Умеет выполнять подготовительные работы по монтажу отопительной системы, представляет процесс монтажа основного оборудования.
|
| Тема: 18 Монтаж системы водоснабжения.
|
|
Сформировать умения выполнять технологические операции по монтажу систем водоснабжения.
| Подготовка к работе инструмента, приспособлений и оборудования для производства монтажных работ.
Транспортировка деталей(узлов), трубопроводов к месту монтажа.
Сборка отдельных узлов и деталей трубопровода в укрупненные блоки.
Разметка мест установки креплений приборов. Сверление и пробивка отверстий. Установка средств крепления.
Прокладка и крепление магистральных трубопроводов, стояков и подводок к санитарным приборам и местным водонагревателям.
| Умеет выполнять подготовительные и монтажные работы по монтажу систем водоснабжения.
Умеет производить разборку и сборку трубных узлов.
|
| Тема: 19 Монтаж систем канализации.
|
|
Научить учащихся выполнять технологические операции по монтажу систем отопления.
| Разметка мест установки средств крепления отопительных приборов. Сверление и пробивка отверстий. Установка средств крепления. Монтаж радиаторов, конвекторов, ребристых труб, панелей. Монтаж трубопроводов систем отопления, магистральных трубопроводов, стояков, подводок к отопительным приборам. Установка арматуры и компенсаторов. Участие в монтаже основного и вспомогательного оборудования, котлов. Участие в гидравлическом испытании систем отопления. Контроль качества работ.
| Умеет выполнять технологические операции монтажа систем отопления.
|
| Тема: 20 Монтаж систем газоснабжения.
|
|
Научить учащихся выполнять монтаж систем газоснабжения.
| Монтаж внутренней газовой сети. Монтаж ввода. Разводка и монтаж внутренних газовых стояков и подводок. Монтаж горизонтальных подводок газопровода в производственных и лабораторных помещениях. Монтаж запорной арматуры. Устройство прочисток для удаления конденсата и установка. Монтаж газовых приборов. Установка газовых плит, водонагревателей, отопительных приборов, газовых котлов и приборов. Выполнение регулировочных работ. Контроль качества выполненных работ.
| Умеет выполнять монтаж систем газоснабжения, установку газовых плит, выполнять регулировочные работы.
|
| Тема: 21 Монтаж санитарных приборов
|
|
Научить учащихся производить установку санитарно-технического оборудования различного назначения.
| Монтаж санитарных приборов. Установка умывальников, моек, ванн, душевых поддонов, раковин, питьевых фонтанчиков, трапов, унитазов, смывных бачков. Установка медицинского санитарно-технического оборудования. Монтаж модулированного оборудования торговли и общественного питания. Монтаж лабораторного оборудования для химических и физических лабораторных работ. Участие в монтаже санитарно-технических кабин и блоков. Установка водосточных воронок, прокладка и крепление труб и водосточного стояка. Установка ревизий. Контроль качества выполненных работ.
| Знает назначение санитарно-технического оборудования различного назначения.
|
| Производственная практика.
|
|
Аттестация на 2 разряд по специальности: монтажник санитарно-технических систем и оборудования.
|
| 2 курс.
|
|
Тема 17, Тема 18, Тема 19, Тема 20, Тема 21 (см. выше)
|
Производственная практика
|
Выполнение пробной квалифицированной работы
|
Выпускные квалифицированные работы
|