Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Слово как условный раздражитель. Развитие речи у детей
Слово может быть сигналом, это первичный сигнал. Слово несёт вторичную информацию. Вторая сигнальная система - восприятие смысла слов. Слово - это сигнал о других сигналах. Уже сравнительно рано (с 1, 5 месяца) ребёнок реагирует на слова, произнесённые окружающими. При этом реакция возникает на человека, его мимику, а не только на звуки слова. Если к ребёнку этого возраста обращать слова так, чтобы он не видел артикуляционной мимики взрослого, то он не даёт на них реакции. Понимание слов развивается в следующем порядке: сначала воспринимаются названия окружающих ребёнка вещей, названия игрушек, имён взрослых, позже изображений предметов, затем - названий частей тела и лица. Развитие моторной речи начинается с 1, 5 - месячного возраста. Дети постепенно издают всё более сложные звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями. В них можно различить много звуков, которые позже станут элементами членораздельной речи. Для правильного развития речи чрезвычайно важно участие двигательного анализатора. Ограничение общей подвижности ребёнка отрицательно сказывается на развитии речевой функции и всего психического развития ребёнка. В формировании речи необходимо участие слуха. Нарушение слуха до того момента, как ребёнок научился говорить, ведёт к глухонемоте. Речь ребёнка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или комбинации становятся такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. Это происходит к концу первого - началу второго года жизни ребёнка. С этого времени слово становится сигналом сигналов. На 2- м году жизни начинается усиленное развитие речи, усвоение ребёнком грамматического строя языка. Речь ребёнка - дошкольника становится более сложной, с богатым запасом слов.
13. Определение ВНД, её типы. Связь типов ВНД с темпераментом и характером детей
Понятие ВНД имеет следующие значения: обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой; ВНД употребляется чаще всего как высшие психические функции и процессы; НД у разных людей может протекать по разному, это зависит от процессов возбуждения и торможения; имеет значение сила процесса; подвижность или мобильность; и преобладание одного процесса над другим И.П. Павлов назвал варианты соотношения и возбуждения; оказалось, что они соответствуют четырём темпераментам. Типы ВНД: тип сильный, но неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением; тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов; тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов; тип слабый, характеризующийся быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип - холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип - сангвинистическому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов - флегматическому темпераменту. Выделяют четыре типа нервной деятельности у детей: Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.
Данная страница нарушает авторские права?
|