РазделIV. Системы управления автомобилем 183
4. Отверните гайки крепления корпуса клапана управления гидроусилителем и осторожно выдвиньте корпус вперед настолько, чтобы его можно было провернуть относительно винта, не касаясь шпилек корпуса углового редуктора.
5. Проверьте затяжку гайки упорных подшип ников и плавность вращения корпуса клапана уп равления относительно винта. Момент, необходимый для проворачивания корпуса клапана управления, должен быть равен 98, 1... 122, 6 Нем (10... 12, 5 кгсем) (в ходе эксплуатации допускается падение момента вращения до 34, 3 Нсм (3, 5 кгсем). При несоответ ствии момента указанной величине отрегулируйте затяжку гайки упорных подшипников.
Если вращение корпуса клапана не плавное (сопротивление вращению переменно), замените подшипники. Для регулировки затяжки или замены подшипников необходимо отжать буртик гайки, вдавленный в паз винта, и отвернуть гайку, удерживая от проворота ведущую шестерню углового редуктора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При отвертывании гайки упорных подшипников обязательно удерживайте ведущий вал углового редуктора от проворота. Несоблюдение этого правила ведет к поломке усика пружинной шайбы 23 (см. рис. 275) и порче резьбы винта 17.
При снятии корпуса клапана управления следите, чтобы золотник и реактивные плунжеры не выпадали, так как при заводской сборке каждый из них индивидуально подобран к своему отверстию.
Не допускайте смешивания колец упорных подшипников, сохраните их комплектность.
6. Проверьте рукой плавность перемещений ре активных плунжеров и золотника в корпусе клапана управления гидроусилителем. Если ощущаются зае дания, изменение усилия, необходимого для пере мещения упомянутых деталей, поочередно выньте заедающие детали. Устраните причину заедания, промойте и установите их на место.
7. Проверьте герметичность обратного клапана, для чего залейте в его отверстие масло. Утечка масла допустима только в виде отдельных капель.
8. Вывернув болты крепления и отвернув две гайки, снимите угловой редуктор вместе с винтом и поршнем-рейкой.
9. Выньте щипцами стопорное кольцо 3 (см. рис. 275) и осторожно снимите с винта угловой редуктор.
10. Проверьте, нет ли осевого перемещения ша риковой гайки относительно поршня-рейки. При необходимости подтяните или замените два уста новочных винта и раскерните их.
11. Проверьте посадку шариковой гайки на сред ней части винтовой канавки винта. Гайка должна вращаться на винте без заеданий, а осевой люфт ее относительно винта не должен превышать 0, 3 mm.
Если вращение винта в шариковой гайке не плавное, при условии, что осевой люфт не превышает 0, 3 mm, замените комплект шариков.
Для замены комплекта шариков предварительно выполните следующее:
— специальным ключом с достаточно большим плечом вывернуть установочные винты шариковой гайки;
— вынуть из поршня-рейки шариковую гайку с винтом, придерживая от выпадания желобки и ша рики;
— вынуть желобки, осмотреть их и, если язычки повреждены, заменить;
— затем, поворачивая винт относительно гайки в ту или другую сторону, удалить шарики и положить их в отдельную коробку.
Не допускается установка шариков, у которых разность размеров по диаметру более 0, 002 мм. При несоблюдении указанного требования может произойти разрушение шариков и заклинивание рулевого механизма.
После замены шариков гайка должна проворачиваться в средней части винтовой нарезки винта под действием крутящего момента 29, 4... 78, 5 Н-м (3... 8 кгс-м), по краям посадка гайки должна быть свободной.
Дорожки качения на винте и гайке не должны иметь повреждений. Если дорожки качения повреждены (имеют вмятины, заусенцы и т. п.), замените весь комплект «винт — шариковая гайка — шарики».
12. Осмотрите рабочие поверхности гидроусили теля. Если есть отдельные задиры на зеркале ци линдра, удалите их шабером. Отдельные продольные риски и царапины на зеркале цилиндра (без заусен цев) не являются браковочным признаком.
13. Проверьте регулировку бокового зазора между зубьями шестерен углового редуктора. Боковой за зор между любыми парами зубьев должен находить ся в пределах 0, 02... 0, 07 мм, а момент вращения ведущей шестерни в угловом редукторе не должен превышать 49, 1 Н-см (5 кгс-см).
Регулирование бокового зазора в зубьях шестерен редуктора производится перемещением узла ведущей шестерни путем подбора пакета прокладок под фланцем корпуса ведущей шестерни. При этом должно быть установлено не менее трех прокладок толщиной 0, 05 mm.
При правильном зацеплении конических шестерен отпечаток пятна контакта должен иметь эллиптическую форму и располагаться ближе к внутренней узкой части зуба. Выход пятна контакта на кромки зуба недопустим.
В случае разборки углового редуктора не нарушайте комплектность корпуса углового редуктора и пары конических шестерен.
Сборку механизма рулевого управления производите в условиях, обеспечивающих чистоту, в порядке, обратном разборке, в соответствии со следующими указаниями:
1. Все детали разобранного механизма промойте и просушите, внутренние каналы и отверстия после промывки продуйте сухим сжатым воздухом. Не протирайте детали ветошью, оставляющей на них нитки, ворс и т.п.
2. Все соприкасающиеся поверхности деталей ру левого механизма перед сборкой смажьте маслом Турбинное Тн-22 ГОСТ 9972—74 или маслом марки Р.
3. Все резиновые уплотнительные детали осмот рите и замените. Фторопластовые кольца уплотне ний поршня и винта не должны иметь повреждений. Для облегчения установки резиновых колец и во избежание защемления их при сборке допускается применять смазку ПВК ГОСТ 19537—74.
4. В случае замены манжет вала сошки и вала ведущей шестерни углового редуктора запрессовывайте их плав но и без перекосов, применяя оправки. Окончательно указанные манжеты запрессовывайте пакетом вместе с наружной манжетой и другими деталями, входящими в упомянутые сборочные единицы уплотнений — до упора в корпус механизма. При установке манжет вала сошки рабочие кромки их должны быть защищены от повреждений шлицами вала.
5. Момент затяжки болтов М8 должен быть равен
Автомобили КамАЗ
20, 6... 27, 5 Í.ì (2, 1... 2, 8 ê ã ñ.ì), á î ë ò î â è ã à å ê Ì 10 — 34, 3... 41, 2 Н-м (3, 5... 4, 2 кгс-м). Упорная крышка сборочной единицы ведомой шестерни редуктора должна быть затянута с моментом 43, 2... 60, 8 Н-м (4, 4... 6, 2 кгс-м) и застопорена раскерниванием ее края в паз на корпусе углового редуктора.
Гайка крепления подшипников ведущей шестерни углового редуктора должна быть затянута с моментом 39, 2... 58, 9 Н-м (4... 6 кгс-м) и застопорена путем вдавливания буртика гайки в паз на вале ведущей шестерни.
После сборки ведомая и ведущая шестерни углового редуктора должны свободно вращаться и не иметь ощутимого осевого зазора.
Сливную магнитную пробку (с конической резьбой и цилиндрическим магнитом) затягивайте с моментом 33, 4... 39, 2 Í.ì (3... 4 ê ã ñ.ì).
6. Сборку шарико-винтовой пары и установку собранного комплекта в поршень-рейку произво дите в следующем порядке:
— наденьте на винт со стороны его винтовой канавки плавающую уплотнительную втулку;
— установите гайку на нижнем конце винта, совместив отверстия гайки, в которые входят жело- бы, с винтовой канавкой винта;
— заложите двадцать три шарика через обра щенное к угловому редуктору отверстие в гайке, поворачивая винт против часовой стрелки;
— заложите восемь шариков в сложенные вместе желобы и предотвратите их выпадание, замазав вы ходы желоба смазкой ПВК ГОСТ 19537—74;
— вложите желобы с шариками в гайку, пово рачивая при необходимости винт, и обвяжите гайку, чтобы предотвратить выпадание желобов;
— проверьте момент вращения гайки на средней части винта (должен быть равным 29, 4... 78, 5 Н-см (3... 8 кгс-см); при несоответствии момента указан ной величине замените комплект шариков, не до пуская перемешивания комплектов;
— запрессуйте гайку с винтом в отверстие порш ня-рейки, ввернув и раскернив установочные винты в двух местах против канавок в поршне-рейке. Мо мент затяжки установочных винтов должен быть равен 49, 1... 58, 9 Н-м (5... 6 кгс-м). В случае совпаде ния канавки в поршне-рейке со шлицем винта последний замените.
Выступание винтов над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо. Это вызовет задир рабочей поверхности цилиндра гидроусилителя.
7. При сборке углового редуктора с винтом и плавающей уплотнительной втулкой убедитесь в надежности установки стопорного кольца послед ней в канавку упорной крышки углового редуктора. Стопорное кольцо должно полностью входить в упомянутую канавку.
8. Устанавливайте поршень-рейку в картер с по мощью оправки без перекосов.
9. При сборке клапана управления гидроусилителем проследите, чтобы выточка на торце золотника была обращена к угловому редуктору, а фаски на реактив ных плунжерах — наружу. После сборки золотник, обратный клапан, а также реактивные плунжеры дол жны перемещаться в соответствующих отверстиях корпуса клапана управления плавно, без заеданий.
10. При сборке клапана управления гидроуси лителем с винтом упорные подшипники устанавли вайте так, чтобы их большие кольца были обращены к золотнику. Пружинная шайба упорных под шипников должна быть установлена вогнутой по верхностью в сторону подшипника. После регули-
ровки момента, необходимого для проворачивания корпуса клапана управления (98, 1... 122, 6 Н-см (10...
12.5 кгс-см), гайку крепления упорных подшипников застопорите вдавливанием буртика гайки в канавку винта рулевого механизма.
11. При сборке регулировочного винта и вала сошки обеспечьте осевое перемещение винта отно сительно вала сошки 0, 02... 0, 08 мм подбором ре гулировочной шайбы. При необходимости замените уплотнительное кольцо регулировочного винта, при меняя оправку.
12. Отрегулируйте зубчатое зацепление в паре «пор шень — рейка — зубчатый сектор вала сошки» в соответствии с указаниями, изложенными выше. После окончания регулирования зацепления регулировочный винт сошки закерните, затянув контргайку с моментом 58, 9... 63, 8 Н-м (6... 6, 5 кгс-м), удерживая при этом регулировочный винт от поворота.
После сборки рулевой механизм должен соответствовать следующим требованиям:
1. Полный угол поворота вала сошки должен быть не менее 90°.
2. После вращения винта рулевого механизма до упора поршня и приложения к ведущей шестерне дополнительного вращающего момента не менее
19.6 Н-м (2 кгс-м) центрирующие пружины должны обеспечить его четкий возврат в исходное положение. Указанное условие должно соблюдаться при поворо тах как вправо, так и влево.
3. Момент, прилагаемый при вращении ведущей шестерни (или усилие на ободе рулевого колеса, приложенное на радиусе 250 мм), должен быть:
— после поворота ведущей шестерни более чем на два оборота в любую сторону от среднего положения — 147... 294 Н-см (15... 30 кгс-см [усилие на ободе рулевого колеса равно 5, 9... 11, 8 Н (0, 6... 1, 2 кгс)];
—при повороте ведущей шестерни с переходом через среднее положение при гарантированном зазоре в зубчатом зацеплении рейки-поршня и вала сошки — 196... 441 Н-см (20... 45 кгс-см) [усилие на ободе рулевого колеса равно 7, 8... 17, 7 Н (0, 8... 1, 8 кгс)];
—при повороте ведущей шестерни с переходом через среднее положение после регулировки зубча того зацепления рейки-поршня и вала сошки — 98, 1... 147, 2Í.cm(10... 15ê ã ñ.ñ ì) [í à 3, 9... 5, 9Í (0, 4... 0, 6 кгс) больше, чем при гарантированном зазоре], но не более 540 Н-см. (55 кгс.см) [21, 6 Н (2, 2 кгс)].
4. Дополнительно испытайте рулевой механизм на стенде, оборудованном насосом подачей не менее 9 1/min и обеспечивающем подвод масла к отверстию корпуса клапана управления гидроусилителем. Ис пытание проводите на масле марки Р при темпера туре его не ниже плюс 40°С.
Перед испытанием удалите из системы воздух. Отрегулируйте предохранительный клапан стендового насоса на давление открытия 5390 кПа (55 кгс/см2) и проверьте:
—вращение ведущей шестерни в любую сторону при моменте сопротивления вращению вала сошки 0 и 1275 Н-м (130 кгс-м) должно быть плавным, без заеданий;
—давление на входе в клапан управления гидро усилителем при нейтральном положении золотника должно быть не более 294 кРа (3 кгс/см2);
—момент на ведущей шестерне при сопротив лении навалу сошки 1275 Н-м (130 кгс-м) — не более 1766 Í.ñ ì (180 ê ã ñ.ñ ì);
—утечку на выходе из клапана управления гидро усилителем при повороте ведущей шестерни до упо ра вправо или влево (время замера не более 20 с,
Раздел IV. Системы управления автомобилем
начало замера через 5 с после поворота винта до упора) — не более 1200 см3/мин;
— поворот вала сошки из одного крайнего по ложения в другое должен происходить от усилия с моментом не более 118 Н-м (12 кгс-м).
Отрегулируйте предохранительный клапан стендового насоса на давление открытия 90 1/мин и проверьте:
— давление в нагнетательной магистрали при пово роте ведущей шестерни до упора вправо и влево; оно должно быть 7355... 7846 кПа (75... 80 кгс/см2). После снятия усилия с винта без притормаживания и оста новки вала ведущей шестерни давление должно быс тро падать до величины не более 294 кПа (3 кгс/см2);
— герметичность рулевого механизма в обоих крайних положениях поршня (по 5 min в каждом положении) при давлении 8826 кПа (90 кгс/см2). Давление обеспечьте установкой клапана на воз вратной линии;
— правильность характеристики включения. Сво бодный ход на валу ведущей шестерни (угол поворота вала до повышения величины давления в напорной магистрали на 78, 5 кПа (0, 8 кгс/см2) должен быть 3... 5° в каждую сторону. Суммарный свободный ход (сумма углов вправо и влево) допускается не более 10°.
Для снятия насоса гидроусилителя при ремонте:
—наклоните кабину в первое положение (42°);
—выверните магнитную пробку и слейте масло из картера рулевого механизма, для более полного сли ва поверните рулевое колесо два-три раза из одного крайнего положения в другое;
—отсоедините трубопроводы низкого и высокого давления от насоса;
—отсоедините трубопровод, соединяющий рас ширительный бачок с левой водяной трубой;
— выверните болты крепления насоса. Снимите насос.
|