Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь педагогики с другими науками
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук:
- важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений;
- особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста в условиях обучения и воспитания;
- тесные связи существуют между педагогикой и школьной гигиеной, изучающей и определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
- социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.
Педагогика имеет тесные связи и со многими другими отраслями научного знания:
- анатомией и физиологией человека;
- этнографией;
- математикой;
- кибернетикой и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны, это:
- заимствование научных идей (например кибернетической идеи управления);
- использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о работоспособности учащихся) и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Параллельно с развитием педагогики и в тесной связи с ней (особенно с теорией обучения и образования) развивались и вычленялись в отдельную отрасль педагогических знаний методики преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе, а в последующем - в средней специальной и высшей школе. Важнейшая задача методики преподавания предметов:
- разработка содержания форм и методов изучения этих предметов;
- изучение и обобщение, популяризация передового педагогического опыта работы лучших педагогов;
- повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся;
- использование методов, терминов и понятий других наук (например, математических методов, понятия об обратной связи, заимствованное из кибернетики). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.
Проблемы для обсуждения: 1. Каково буквальное значение слова " педагогика" (его этимология)? 2. Что означает термин " воспитание" в узком и широком смысле? 3. Дайте определение предмета педагогики как науки. 4. Перечислите основные исследовательские методы, используемые в педагогической науке.
|