Требования к результатам освоения содержания дисциплины
3.1 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
- понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК - 7);
- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК - 11);
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- ключевые исторические события и явления социально-экономической и политической истории России;
- особенности исторического, историко-политологического, историко-культурологического анализа событий и явлений прошлой истории России;
- особенности современного экономического, политического и культурного развития России;
- общие положения и закономерности исторического процесса, исходя из требований объективности, историзма, научной истины;
уметь:
- ориентироваться в историческом пространстве и времени;
- извлекать уроки из исторических событий, происходивших на почве российской действительности;
- экстраполировать полученные знания, понимать и критически оценивать факты, явления и процессы общественного развития;
- систематизировать сложный исторический материал; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
владеть:
- способностью к постановке цели, выбору путей её достижения, восприятию информации и её обобщению;
- навыками анализа и систематизации исторических источников;
- навыками научно-исследовательской и педагогической деятельности в области изучения истории России.
- навыками научного по знания истории, социального опыта, передающегося от поколения к поколению.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестр 1
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 72 ч.
| 72 ч.
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 36 ч.
| 36 ч.
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 36 ч.
| 36 ч.
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36 ч.
| 36 ч.
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Реферат
| 18 ч.
| 18 ч.
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы:
Эссе, контрольная работа, самостоятельное изучение разделов, повторение лекционного материала и материала учебника
| 18 ч.
| 18 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Экзамен
| Экзамен
|
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 144 ч.
| 144 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1.
| Теория и методология исторической науки.
| Функции и методы исторического познания. Методология истории. Историография истории.
| Тестирование.
| 2.
| Древняя Русь и социально – политические изменения в русских землях в 12-15вв.
| Киевская Русь: этапы развития. Социально – экономические и политические отношения в древней Руси. Иноземные нашествия в 13в. Борьба Руси с монгольским игом. Централизация русских земель. Возвышение Москвы. Деятельность Ивана III.
| Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Беседа.
| 3.
| Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства.
| Образование Московского централизованного государства. Развитие Московского государства в 16в. Иван 4. Россия в конце 16- начале 17вв. «Смутное» время. Правление первых Романовых.
| Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Контрольная работа.
| 4.
| Российская империя в XVIII – I пол. XIX вв.
| Социально – экономические и политические преобразования Петра I. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Политическое и социально – экономическое развитие страны в I четверти XIX века. Россия в правлении Николая I.
| Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Диспут.
| 5.
| Российская империя во II половине XIX – начале XXвв.
| «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Аграрный вопрос в России XIXв. Общественные движения в России XIXв. Экономическая модернизация России на рубеже веков. Первая русская революция. Формирование многопартийности в России. Деятельность I-IV Государственных дум. Россия в условиях первой мировой войны и нарастания общенационального кризиса. Развитие революционных событий в феврале – октябре 1917г.
| Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Диспут. Контрольная работа.
Дискурс.
| 6.
| Советская Россия (1917-1922гг.).
| Вооружённое восстание в Петрограде. Взятие власти большевиками. Становление советской государственности. Социально – экономическая политика большевиков. Предпосылки нового политического и социально – экономического строя. Гражданская война в Советской России.
| Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Эссе.
| 7.
| СССР в 1922-1991гг.
| Новая экономическая политика. Образование СССР. Советская модель национально – государственного устройства. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Внешняя политика СССР в 1922-1930-х гг. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. СССР в условиях «холодной войны». Социально – экономическое и общественно – политическое развитие СССР в послевоенный период. Общественно – политическое и социально – экономическое развитие СССР во второй половине 1950-х – середине 1960-х гг. Противоречивость общественного развития СССР в середине 1960 – сер. 1980-хх гг. Перестройка. Распад СССР.
| Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Устное собеседование. Контрольная работа.
| 8.
| Становление новой российской государственности (1992г. – нач. XXIв.).
| Основные тенденции мирового развития в конце XXв. Политическое развитие России в 1992г. – нач. XXIв. Социально – экономическое развитие России в 1992г. – нач. XXIв. Новая Россия в системе международных связей на рубеже XX-XXI вв.
| Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Диспут.
| (Содержание указано в дидактических единицах.)
|