Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Согласные звуки 5 страница






Бессоюзные сложные предложения с распространительно- присоединительным значением. В предложениях этого типа вторая часть распространяет: а) один из членов первой, б) всю первую часть. Поэтому для таких предложений характерно употребление во второй части анафорических местоимений: а) он, тот, там, туда, оттуда и др., указывающих на соответствующие члены первой части; б) местоимения это или сочетания вот что, указывающих на все содержание первой части (реже на какую-то его часть), напри­мер: а) Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый, вкус­ный запах... Мы остановились у поворота, там был пост ГАИ; б) Враг мог ударить с фланга, это было ясно всем.

Бессоюзные сложные предложения со значением сопо­ставления. В этих сложных предложениях сообщение, заключенное в первой части, сопоставляется с сообщением, заключенным во второй (или противопоставляется ему). Для предложений данного типа характерно наличие в предикативных частях слов, противопо­ложных или противоречащих друг другу по своему значению. 1) Справа был болотистый непро­ходимый лес, слева — красноватые столбы утесов 2) Он гость — я хозяин.

Бессоюзные сложные предложения с условным значени­ем. Предложения данного типа характеризуются следующей ин­тонацией; первая часть, выражающая условие, произносится с по­вышением голоса, вторая часть, выражающая следствие, выте­кающее из условия, указанного в первой части, произносится с понижением голоса; между частями имеется небольшая пауза. Удастся в Ташкент хорошо съездить — дело поправится. 2) Останешься на заводе — доверю большую работу. 3) Буду нужен — вызывайте

Бессоюзные сложные предложения со значениями при­чины и следствия. I. БСП со значением причины во второй части имеют следующие особенности интонации: первая часть произносится с неспокойным (предупредительным) пониже­нием голоса, после нее делается пауза, например: 1 ) Печален я: со мною друга нет... 2) Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного... Бессоюзные сложные предложения со значением следствия во второй части имеют следующие особенности интонации: первая часть произносится с обычной повествовательной интонацией, после нее бывает пауза, несколько более длительная, чем перед второй частью, например: Мелкий дождик сеет с утра— выйти не­возможно. Хвалы приманчивы — как их не пожелать!

БСП со значением поясне­ния. В бессоюзных сложных предложениях этого типа содержание всей первой части или каких-либо ее членов раскрывается одно­членной или многочленной второй частью. В конце первой части происходит предупредительное понижение голоса и имеется значи­тельная пауза; вторая часть заканчивается обычным понижением голоса, например: 1) Предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. 2) Дома Фому встре­тили торжественно: отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем, а тетка — шарф собственного вя­занья.

Особое место среди сложных бессоюзных предложений со значе­нием пояснения занимают предложения с указательными словами такой, таков, так в первой части. В таких предложениях выража­ется не только пояснение, но качественно-атрибутивные или ка­чественно-обстоятельственные значения, например: Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Указательные слова такой, так, настолько могут выражать и значение степени; в этом случае вторая часть сложного предложе­ния указывает часто не только на степень, но и на следствие, на­пример: Такая глушь — в ушах звенит. Так тихо — в ушах звенит.

В БСП с изъяснительно-объектным значением содержится слово со значением вос­приятия, речи, мысли, чувства или слово, указывающее на эти процессы, а вторая часть выражает объект этих процессов, раскры­вает их содержание. Произносятся эти предложения с предупредительным понижением голоса к концу первой части и со значительной паузой после нее, например: 1) Федор понял: речь шла о связи. 2) Из рассказов было ясно: жизнь рабочего везде одинакова. В первой части могут находиться слова типа прислушался, присмотрелся, оглянулся, приблизился, подошел и др.). Ср.: 1) Он оглянулся и увидел: за ним шел незнакомый человек; вторая часть распространяет глагол восприятия увидел) и 2) Он оглянулся: за ним шел незнакомый человек. Глагол оглянулся, обозначающий действие, сопровождающее восприятие, взял на себя роль выраже­ния этого восприятия. И в первом, и во втором предложении вторая часть выражает объект восприятия.

Тема: Многочленное сложное предложение

План: 1. Понятие о многочленном сложном предложении

2. Многочленные СПП.

3. Многочленные ССП и БСП

1. В русском языке, особенно в языке художественной литературы, широко распространены сложные предложения комбинированных типов: а) включающие в себя несколько частей, из которых одни связаны союзной сочинительной связью, а другие — союзной под­чинительной; б) одни — бессоюзной связью, другие — союзной подчинительной; в) одни с союзной сочинительной, другие — бес­союзной; наконец, встречаются конструкции, представляющие собой еще более сложные комбинации различных типов связи. Отношения между отдельными предложениями в таких конструкциях в боль­шинстве случаев не представляют собой чего-то принципиально нового по сравнению с описанными выше типами сложноподчинен­ных, сложносочиненных и бессоюзных предложений. Однако для правильного понимания смысла таких многочленных комбини­рованных сложных предложений важно уметь устанавливать соот­ношения между входящими в их состав предикативными частями. МСП состоит из трех и более предикативных частей.

2. Многочленные СПП. Выше рассматривались только двучленные сложноподчиненные предложе­ния. Такая форма является наиболее распространенной. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке худо­жественной литературы, часто встречаются и многочленные пред­ложения. Большинство их по сравнению с двучленными не пред­ставляет принципиально отличных конструкций. Части в них свя­зываются по тем же формальным правилам, что и в двучленных, и имеют те же значения. В зависимости от того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяются два типа много­членных сложноподчиненных предложений.

I. Среди многочленных предложений с союзной подчинительной связью выделяются две группы: с последовательным подчинением и соподчинением.

1) Каждому солдату приятно становилось на душе от того, что он знал, что туда же, куда он идет, идет еще много наших. Здесь последовательное подчинение трех придаточных, когда одно следует за другим, а первая часть - главная. В таких предло­жениях главная часть является главной только для одной из придаточных, которая в свою очередь является главной для следующей придаточной части и т. д. Схематически этот способ можно пред­ставить так:

Скажи ему, чтобы держался до тех пор, пока не дам приказа отступать...

Если придаточная часть 2-й степени стоит сразу после союза придаточной 1-й степени (для нее главной), то образуется стечение союзов, например: 1) Уля сказала, что, если отец и мать еще раз попрекнут ее куском, она уйдет из дому 2) Уля сказала, что если попрекнут ее куском, то она уйдет из дому. Во втором предло­жении придаточные 1-й и 2-й степени связываются двойным сою­зом если...то, что обусловливает отсутствие запятой между сою­зами.

Многочленные предложения с придаточными, относящимися к одной главной части (соподчинение придаточных). Здесь раз­личаются два подтипа: а) предложения с однородным соподчине­нием; б) предложения с неоднородным соподчинением.

При однородном соподчинении придаточные относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей глав­ной части и принадлежат к одному структурно-семантическому типу. Схематически в самом общем виде такие предложения можно изобразить так:

Например: Отец рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса. Здесь 4 придаточных изъяснительных, структура нерасчлененная. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки. Здесь первая и третья части – придаточные времени и сравнения, структура расчлененная, главная часть находится между двумя придаточными. Примеры: Но кажется, что песня все еще длится, что ей нет и не будет конца. 2) Был тот предночный час, когда стираются очер­тания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путает­ся, неразрывно сцепившись, с ночным.

Соподчинение неоднородное, когда придаточные части относятся к разным словам главной или смешивается расчлененная и нерасчлененная структуры, т.е., при неоднородном соподчинении прида­точные относятся: 1) к разным словам главного предложения или од­на часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов; 2) к одному слову или всему главному — все придаточные, различ­ные по своим структурно-семантическим типам.

Общую схему таких предложений можно представить так:

Например: Чтобы не голодать, я ходил на Волгу к пристаням, где можно было заработать 15-20 копеек. Здесь придаточная цели и определительная неоднородны. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня. – Придаточная условия в препозиции и определительная в постпозиции также неоднородны.

Примеры: 1) Те из молодогвардейцев, которых водили на пытки послед­ними, видели, что в тюрьму приехал обер-бургомистр Стеценко. 2) Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

Образец синтаксического разбора многочленного сложноподчиненного предложения

И, наконец, пришла та последняя решительная минута, когда большинству из них уже нельзя было оставаться, потому что уже только минуты решали, успеют ли они сами выскочить из сжимаю­щегося кольца немцевс. (Фад.)

1. Это повествовательное предложение.

2. Сложное; состоит из четырех предикативных частей.

3. Предикативные части соединены подчинительными средствами связи; значит, это СПП. Первая часть главная, к ней относится вторая, ко второй — третья, к третьей — четвертая; значит, это МСП с последовательным подчинением трех придаточных.

4. Первая придаточная часть присоединяется относительным словом когда к сочетанию та последняя решительная минута (к а к а я?) — придаточная часть атрибутивно-выделительная; вто­рая часть присоединяется союзом потому что ко всей второй части (почему?)— придаточная часть причины; третья придаточная часть присоединяется союзом-частицей ли к глаголу решали (что?) придаточная часть изъяснительно-объектная с косвенно-вопро­сительным значением.

3. Компоненты многочленных сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений предстают в виде простых предложений. Связь линейная, по горизонтали. – То вдруг встанет в памяти могучий и грозный Казир, то яростно взревет пурга, то ласково прошумит тайга, и сердце сожмется до боли. Здесь 4 части МСП с сочинительной связью, отношение чередования и следствия. Один пологий холм сменялся другим, поля тянулись за полями, кусты вставали вдруг из-под земли перед самым носом. – Многочленное БСП состоит из трех предикативных частей со значением перечисления одновременно происходящих событий.

Есть многочленные сложные предложения с разными видами связи, их называют предложениями смешанной конструкции.

В многочленных комбинированных предложениях с сочинением и подчинением, если придаточная часть стоит после сочинительного союза, наблюдается стечение сочинительного и подчинительного союзов, например: Они оба припали к земле, а когда Золотарев при­поднялся, он увидел, что политрук лежит, раскинув руки, а голова и лоб у него так обильно залиты кровью, что, наверное, это смертель­ная рана. Примеры: 1) Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто он не слыхал его слов. 2) Как и в прошлый раз, он сидел в профиль к ней, но в этом заключалось и некоторое преимущество: не мешали очки, не заслоняла книжка.

Широко распространены бессоюзные предложения, части ко­торых (или одна часть) представляют собой сложноподчиненные предложения, например: У Даши губы сами растягивались в улыбку: этот большой, красивый человек до того в себе не уверен, что готов спрятаться за горчичницу.

Реже встречаются различные комбинации предложений с союзной сочинительной и бессоюзной связью, например: Даша растворила двери своей комнаты и остановилась в недоумении: пахло сырыми цветами, и сейчас же она увидела корзину с высокой ручкой и синим бантом.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Современный русский язык. / Под ред. Р.Н. Попова - М., 1986.

2. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М..А.. Современный русский язык.. М., 2006.

3. Валгина И.С., Розенталь Д.Э., Фомина М..И.. Современный русский язык. М., 2002.

4. Современный русский язык. / Под.ред.. Н.А.Леканта. м., 2000.

5. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. М., 1980

 

Дополнительная литература

 

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.,
1982.

7. Виды разбора на уроках русского языка. - М.- 1982.

8. Греков ВА.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 1986.

9. Домашенкина Г.П. и др. Грамматический разбор в вузе и школе. - М. 1987.

10.Добромыслов В.А., Розенталь Д. Трудные вопросы правописания.- М., 1960.

11.Кайдалова И., Калинина И.К. Современная русская орфография. - М., 1976.

12.Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

13.Аванесов Р.А. Русское литературное произношение. - М., 1978.

14. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.

15. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М., 1981.

16.Крысин Л.П. Иноязычные слова в современном русском языке. - М., 1971.

17. Русский язык: В 2 т./ Под ред. Л.Ю. Максимова. - М., 1989. Т.1, Т.2.

18. Современный русский язык: В 3 т./Под ред. P.M. Шанского. - М., 1981.

19. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1992.

20.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

21. Жаналина Л.К., Шеляховская Л.А., Никитина С.А. и др. Современный русский язык. Алматы, 2003.

22. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Словарь – справочник. М., 2005.

23. Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография. М., 2004.

24. Русский язык конца 20-го столетия. М., 2000.

25. Галынский М.С. Словарь крылатых слов и выражений. М., 2005.

26. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. - М., 1964

27.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

28.Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1996.

29. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1974.

30.Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. М., 2000.

31.Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М., 1978.

32.Фразеологический словарь/под ред. А.И. Молотова. - М., 1992.

33.Орфографический словарь русского языка. - М., 1984.

34.Словарь синонимов и антонимов /Сост. О.А.Михайлова. Екатиренбург, 2000.

35.Орфографический словарь русского языка /Под ред. С.Г.Бархударова. М., 2005.

36. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005.

 

Календарно-тематический план лекций






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.