Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура дисциплины
Факультет начальных классов
Рабочая программа учебной дисциплины
ФИЛОСОФИЯ
НАУКИ
Код и направление подготовки
050100.68
Педагогическое образование
Инновационная начальная школа
Квалификация (степень) выпускника
МАГИСТР
Форма обучения
Очная
Москва
1. Цель освоения дисциплины:
Целью курса является знакомство учащихся с философией науки, ее основными концепциями и некоторыми общими вопросами этой отрасли знания, а также с философскими взглядами на математику в контексте ее исторического развития и наиболее важными философскими и методологическими проблемами математического познания.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Общенаучный цикл, базовая часть (М.1).
Изучение дисциплины не предусматривает специальных требований к входным знаниям, умениям и компетенциям учащегося. Базовыми для освоения магистрантами дисциплины «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» являются знания, умения, способы деятельности и установки, полученные ими в высшем учебном заведении (квалификация бакалавр или специалист).
Дисциплина «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» является предшествующей при дальнейшем обучении для дисциплины «История и философия науки» (аспирантура).
3. Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины:
· способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
· готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
· способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
· способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
· готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6)
В результате изучения дисциплины учащийся должен:
знать:
· Современные парадигмы в предметной области науки;
· Теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
уметь:
· анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
владеть:
· способами осмысления и критического анализа научной информации.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)
Структура дисциплины
Таблица 1
№№/№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Семестр
| Виды учебной работы
(в академических часах)
| Л
| С
| ПЗ
| ЛБ
| СР
|
| РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ БЫТИЯ НАУКИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.
|
|
|
|
|
|
|
| ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ДО XX В
|
|
|
|
|
|
|
| СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ.
|
|
|
|
|
|
|
| ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
|
|
|
|
|
|
|
| РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ
|
|
|
|
|
|
|
| НАУКА КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ЗНАНИЙ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ.
|
|
|
|
|
|
|
| НАУКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
|
|
|
|
|
|
|
| СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
|
|
|
|
|
|
|
| ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ
|
|
|
|
|
|
|
| ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ
|
|
|
|
|
|
|
| ДИНАМИКАРАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
|
|
|
|
|
|
|
| ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ИСТИННОСТЬ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.
|
|
|
|
|
|
|
| СПЕЦИФИКА СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.
|
|
|
| |
|
|
| ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.
|
|
|
| |
|
|
| ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
|
|
|
| |
|
|
| ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. МАТЕМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
|
|
|
| |
|
|
| ИТОГО
|
|
|
| |
|
|
Содержание дисциплины
Таблица 2
№№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
|
| РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ БЫТИЯ НАУКИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.
| Три аспекта бытия науки: познавательная деятельность, социальный институт, особая форма культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.
Философия науки как направление современной философии. Предмет философии науки. Философия науки и эпистемология. Философия науки и социология науки. Философия науки и науковедение. Основные проблемы современной философии науки.
|
| ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ДО XX В
| Философия науки в античности. Размышления о бытии и едином представителей Милетской и Элейской философских школ. Атомистическое учение Демокрита. Научная философия Пифагора и его учеников. Платон и Аристотель: путь к современному научному мышлению.
Философия науки в Средневековье и Возрождении: спор номиналистов и реалистов, идеи Леонардо да Винчи, Николая Кузанского и др.
Философия науки в Новое время: Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон. Рационалистическая методология: Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант. Эмпирицистская эпистемология: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.
Философия науки в XIX в.: немецкая классическая философия, неокантианство, позитивизм.
|
| СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ.
| Позитивистская традиция в философии науки. Постпозитивистская философия науки. Критический рационализм К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Теория научных революций Т. Куна. Эпистемологический анархизм П.Фейерабенда. Концепция Ст. Тулмина.
Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов развития науки.
|
| ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
| Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки. Античная наука. Античная философия и античная математика. Наука в Средние века. Рождение экспериментального естествознания в Новое время. Классическая наука и неклассическая наука. Постнеклассическая наука.
|
| РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ
| Объективные и субъективные формы знания. Природа и типология знания. Научное и вненаучное знание. Исторические типы рациональности. Классическая и неклассическая, «открытая» и «закрытая» рациональности. Знание и вера. Соотношение рационального и иррационального в научном познании. Формы иррационального в науке: неявное знание, традиции, здравый смысл, предрассудки обыденного сознания. Личностное неявное знание. Роль бессознательного (З.Фрейд) и гипотезы архетипов (К. Г.Юнг) в познавательной деятельности. Интуиция как вид иррационального в науке.
|
| НАУКА КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ЗНАНИЙ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ.
| Научное знание как специфическая деятельность и как сложная развивающаяся система. Чувственное и эмпирическое в научном познании. Эмпиризм и рационализм как основные концепции перестройки науки в Новое время.
|
| НАУКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
| Понятия «субъект» и «объект» в традиционной западноевропейской гносеологии. Субъект в современной философии науки: индивидуальный и коллективный, гносеологический и эмпирический. Познание с т. зрения отношения «субъект-объект»: основные концепции (причинная, социальная, эволюционная и др.).
|
| СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
| Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения. Универсальные методы научного познания.
|
| ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ
| Научный факт и эмпирический закон как формы научного познания. Основные методы эмпирического познания: методы вычленения и исследования объекта, методы обработки и организации знания.
|
| ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ
| Формы теоретического уровня научного познания: проблема, гипотеза и теория. Методы конструирования и изучения идеализированного объекта, методы построения и обоснования.
|
| ДИНАМИКАРАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
| Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Особенности научных революций в социально-гуманитарном познании
|
| ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ИСТИННОСТЬ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.
| Истина, достоверность и заблуждение. Проблема обоснования естественнонаучного знания. Основные концепции истины: классическая (корреспондентская), марксистская, конвенциональная, прагматическая, когерентная. Критерий истины в философии и в частных науках
|
| СПЕЦИФИКА СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.
| Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость.
|
| ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.
| Понятие ценностей. Аксиология как «ценностная» философия. Явные и неявные ценностные предпочтения. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Вненаучные критерии: принципы простоты и красоты в социально-гуманитарном познании.
|
| ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
| Соотношение философии, психологии и педагогики. Философские основания. Психология и педагогика как практическая философия. Философский анализ базовых понятий психологии и педагогики. Антропологические проблемы в психологии и педагогике.
|
| ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. МАТЕМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
| Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно ориентированных исследований. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Новые этические проблемы науки на рубеже 20-21 веков. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Дальнейшая формализация и математизация научно-теоретического знания. Роль интерпретации математического аппарата теории.
|
|