Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комбинативная. Тератогенез, канцерогенез
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14 ТЕМА: ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ: ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ, КОМБИНАТИВНАЯ. ТЕРАТОГЕНЕЗ, КАНЦЕРОГЕНЕЗ Цели занятия: 1) Изучить принципы классификации различных форм изменчивости, причины возникновения модификаций и комбинаций. 2) Познакомиться с биометрическими методами оценки степени и характера изменчивости. 3) Рассмотреть примеры фенокопий и нормы реакции генетически детерминированных признаков, осознать их медицинское значение. Базисные знания: 1) Из курса биологии средней школы Вы должны знать характеристики модификаций, понятие о норме реакции, характерные особенности комбинативной изменчивости и ее значение. Учебная карта занятия:
А) Вопросы для подготовки к занятию: · Фенотипическая изменчивость и ее формы. Понятие о норме реакции. Примеры. · Основные характеристики модификаций. Примеры. · Понятие о фенокопиях и генокопиях. Примеры. · Комбинативная изменчивость и ее механизмы. · Фенотип как результат реализации наследственной информации в определенных условиях среды.
Б) Вопросы по теме для самостоятельного изучения: · Канцерогенные и тератогенные факторы.
В) Список основной и дополнительной литературы по теме: Основная литература: 1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1999-2008. – Кн.1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек. 2. Конспекты лекций. Дополнительная литература: 1. Балахонов А.В. Ошибки развития. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2001. – С. 31-64, 147-222. 2. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1984. – С. 66-71, 102, 104-105, 125-128, 141-142, 188-191, 196-201. 3. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1997. – Кн.1. – С. 187-189, 220-223, 427-437. 4. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – С. 64-68, 97-100, 127-128, 132-134, 157-159. 5. Биология с общей генетикой. / А.А. Слюсарев. – М.: Медицина. – 1977. – С. 113-116, 144-148, 167, 184-191, 202-203. 6. Генетика человека: практикум для вузов. / Н.А. Топорнина; Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с. 7. Генетика человека: учеб. для вузов. / В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 c. 8. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 131-132, 139-140, 247-248. 9. Пехов А. П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология/ А.П. Пехов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с. Г) Задания для учебно-исследовательской работы студентов: Задание 1. Изучение механизмов и биологического значения различных форм изменчивости. А) Приведите примеры модификаций у человека с широкой и узкой нормой реакции.
Б) Укажите механизмы комбинативной изменчивости и приведите примеры влияния этих механизмов на изменение признаков у человека.
Задание 2. Изучение вариабельности количественных признаков в популяции человека (на примере студенческой группы). А) Построение вариационного ряда изменчивости признака. Данное задание выполняется группой студентов (2 – 3 человека). Выберите два признака, характер которых нужно определить Вашей исследовательской группе (например, рост, вес, окружность головы, длину указательного пальца, большого пальца, длину стопы, окружность запястья человека). Измерив показатели выбранных признаков у студентов всей группы (14-16 чел.), расположите их в порядке увеличения в таблице:
Признак 1 -.
Признак 2 -.
Где: V – величина признака, характер изменчивости которого надо изучить (варианта); Р – число особей, имеющих признак данной величины. Совокупность вариантов распложенных в прямой последовательности и составят вариационный ряд. Б) Построение вариационной кривой. Для выполнения этого задания изобразите вариационный ряд графически: на оси абсцисс (горизонтальная линия) расположите величину признака в возрастающем порядке (V), а на оси ординат (вертикальная линия) частоту встречаемости особей с данной величиной признака (Р). Затем, соединив все точки линиями, получите вариационную кривую.
В) Вычисление средних показателей вариабельности признака. Для выполнения этого задания воспользуйтесь следующей формулой:
М =
где: М – средний показатель вариабельности признака (медиана), å – знак суммирования, V – величина признака, P – число особей, имеющих данную величину признака, n – общее число участников в вариационном ряду.
Запишите полученные средние значения исследуемых признаков в таблице.
Д) Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: 1) Построение вариационного ряда и вариационной кривой изменчивости признаков человека. 2) Расчет средних показателей вариабельности признака.
|