Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III период обучения (март, апрель, май)
Всего 36 занятий: 12 недель (занятия по произношению, обучению грамоте — 2 раза в неделю; по связной речи — 1 раз в неделю)
Неделя
| Звуки
| Буквы
| Количество занятий
| Звукослоговой анализ, грамота
| Лексико-грамматический строй речи
| Связная речь
| 27-я
| [с], [з].
[ш], [ж]
[р], [p']
[л], [л']
|
|
| Анализ слов сложной звукослоговой структуры
| Закрепление полученных ранее навыков.
Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов путем присоединения приставки или суффикса, путем словосложения.
Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить - учитель - учительница - ученик; футбол - футболист). Умение использовать образованные слова в составе предложений. Воспитание умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный).
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных на усложненном лексическом материале (черная юбка - черненькая юбочка, синий передник - синенький передничек, красное платье - красненькое платьице).
Практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). Закрепление употребления сложных предлогов из-за, из-под (Кот вылез из-под стола). Закрепление (на новом лексическом материале) навыка составления и распространения предложений. Составление предложений с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений но опорным словам: мальчик, поймать, ежик. (В лесу под кустом мальчик поймал серого колючего ежика. На опушке леса мальчик поймал маленького колючего ежика).
Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Мы пойдем в игрушечный магазин, чтобы купить красивую куклу.., большую грузовую машину, заводной трактор, подарок братишке)
| Составление рассказа по серии сюжетных картинок
| 28-я
|
[ч]
| Ь
|
| Анализ слов типа хорь, письмо, васильки. Чтение предложений, текстов.
Подбор слов к буквенным схемам: м..ш..а (мышка, мушка, мишка). Правило написания ча, чу
| Составление рассказа по серии сюжетных картинок с элементами творчества
| 29-я
| М
[т], [т']
| Ч
|
| Повторение пройденного материала
| —\\—
| 30-я
| [ц]
| Ю
Ц
| 1 1
| Анализ слов разного звукового состава типа клюв, юла, дают.
Чтение предложений, текстов.
Подбор слов к буквенным схемам
| Составление рассказа по сюжетной картинке
| 31-я
| [ц], [с]
[ч], [с’]
[т'], [ц]
[с]
|
|
| Повторение пройденного материала
| Составление рассказа по сюжетной картинке с элементами творчества
| 32-я
| [ф]
[щ]
| Ф
Щ
|
| Выполнение заданий с использованием букв разрезной азбуки. Чтение.
Подбор слов к буквенным схемам. Правило написания ща, щу
| Составление рассказа-описания с использованием схем
| 33-я
| [щ] [ч]
| Ъ
|
| Анализ слов типа съел, подъехал
| Составление рассказа-описания
| 34-я
| [щ] [ц]
[т’]
[ц][с], [с’]
|
|
| Анализ слов разного звукослогового состава, произнесение которых не расходится с написанием
| Составление рассказа из личного опыта
| 35-я
| Шипящие и свистящие звуки
|
|
| Чтение.
Составление схемы предложения. Правописание ча, ща, чу, щу, жи, ши (повторение)
| Придумывание сказки на заданную тему
| 36-я
| Мягкие и твердые согласные звуки
|
|
| Работа над техникой чтения.
Использование игровых приемов звуко-буквенного анализа всех типов слов
| Закрепление умения связанно и последовательно излагать свои мысли, фонетически и грамматически правильно оформлять высказывания
| 37-я
| Глухие и звонкие согласные звуки
|
|
| Работа над техникой чтения.
Правописание сомнительных согласных звуков
| То же
| 38-я
| Гласные звуки
|
|
| Работа над техникой чтения.
Определение места ударения в слове
|
|
Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР
(подготовительная к школе группа)
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):
— групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (2 раза в неделю);
— групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю).
II период обучения (декабрь, январь, февраль, март):
— групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (2 раза в неделю);
— групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю).
III период обучения (апрель, май):
— групповые/подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (2 раза в неделю);
— групповые/подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте (2 раза в неделю).
Неделя
| Занятия по формированию фонетической стороны речи
| Занятия по формированию лексико-грамматических представлении
| Занятия по развитию связной речи
| | Звуки
| Буквы
| Навыки звукового анализа и синтеза
| | 1-я
| Сентябрь
Логопедическое обследование
| | 2-я
| | 3-я
| [у]
[а]
| У
А
| Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у
| Дифференциация имен существительных единственного и множественного числа
| Составление предложений но предметным картинкам с последующим распространением; объединение их в рассказ
| | 4-я
| [и]
[э]
| И
Э
| Выделение ударного гласного из начала слова.
Анализ звукового ряда типа а-у-и
| Работа над фразой. Составление четырехсловных предложений с введением одного определения
| Пересказ рассказа по наглядным действиям
| | Октябрь
| | 1-я
| [п] [п’]
[т]
| П
т
| Анализ обратного слога типа an. Выделение последнего согласного из слов типа мак. кот
Выделение начального согласного и гласного после согласного (кот)
| Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок с-, у-, под-, от-, пере- и употребление их в речи
| Восстановление деформированного текста
| | 2-я
| [к] [к’]
[п] [т] [к]
| К
| Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
| Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа
| | 3-я
| [л’]
[о]
|
О
| Понимание пространственного значения предлогов е, к, от, из и др. и употребление их в речи
| Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок
| | 4-я
| [х] [х’]
[к] [х’]
| X
| Согласование местоимений наш, наша, наше, наши с именами существительными в роде, числе, падеже.
| То же
| | Ноябрь
| | 1-я
| [й]
[л’], [й]
| й
| Выделение начального согласного и последующего гласного из слов тина сумка, сани. Анализ прямого слога типа су. Полный анализ слов типа суп
| Составление предложений с включением нескольких определений
| Овладение диалогической формой общения
| | 2-я
| [ы]
[ы], [и]
| Ы
| Образование и закрепление формы творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе
| Пересказ рассказа по сюжетной картинке
| | 3-я
| [с]
[с’]
| С
| Образование относительных имен прилагательных и употребление их в речи
| То же
| | 4-я
| [с]
[с], [c’]
|
| Образование имен прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и употребление их в речи
| Составление рассказа по сюжетной картинке
| | Декабрь
| | 1-я
| [с], [с’]
[з], [з’]
|
| Деление слов на слоги. Составление слоговой схемы слова. Полный анализ слов типа суп.
Составление звуковой схемы
| Образование и закрепление формы предложного падежа имен существительных в единственном и множественном числе
| Составление рассказа но сюжетной картинке
| | 2-я
| [с], [з]
[с'], [з']
|
| Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже
| Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок
| | 3-я
| [ц]
[б]
| ц
Б
| Согласование имен числительных с именами существительными в косвенных падежах
| Составление рассказа с элементами творчества но серии сюжетных картинок
| | 4-я
| [б], [п]
[т’]
|
| Образование притяжательных прилагательных и употребление их в речи
| Составление рассказа с элементами творчества по сюжетной картинке
| | 1-я
| Каникулы
| | 2-я
| | Январь
| | 3-я
| [т'] [д']
[д]
| Д
| Полный анализ слов типа зубы, составление звукослоговой схемы
| Образование и закрепление формы родительного падежа имен существительных во множественном числе
| Составление рассказа с элементами творчества по сюжетной картинке
| | 4-я
| [т'] [д']
[г]
|
Г
| То же
| То же
| | Февраль
| | 1-я
| [г], [к]
[ш]
|
Ш
| Полный анализ слов типа шубы, составление звукослоговой схемы
| Обучение самостоятельной постановке вопросов
| Пересказ литературного текста
| | 2-я
| [ш]
[с], [ш]
|
| Полный анализ слов типа стол, кошка, замок, составление звукослоговой схемы.
| Понимание лексического значения слов-антонимов и употребление их в речи
| Совершенствование навыков ведения диалога
| | 3-я
| [с], [ш]
[л]
|
Л
|
| Понимание лексического значения слов-синонимов и употребление их в речи
| Составление рассказа-описания с использованием схем
| | 4-я
| [л]
[ж]
|
Ж
|
| Знакомство с термином «родственные слова» и умение устанавливать родственные связи слов
| То же
| | Март
| 1-я
| [ш][ж]
[з], [ж]
|
|
| Понимание пространственного значения сложного предлога из-под и употребление его в речи
| Составление рассказа-описания
| | 2-я
| [с], [ш],
[з][ж]
[с’], [ш],
[з’] [ж]
|
|
| Понимание пространственного значения сложного предлога из-за и употребление его в речи
| Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребенка
| | 3-я
| [р]
[р']
| Р
|
| Дифференциация предлогов из-за, из-под и употребление их в речи
| То же
| | 4-я
| [р], [л] [p'], [л']
|
|
| Образование и употребление в речи разных предложио-падежных конструкций
| Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка
| | Апрель
| 1-я
| [р']
[p], [р’]
|
| Закрепление пройденного
| Знакомство со сложным предложением
| Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка
| | 2-я
| [ч]
| Ч
| Составление и употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом а
| То же
| | 3-я
| [щ]
| Щ
| Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом потому что
| Придумывание сказки на заданную тему
| | 4-я
| [ч], [т']
|
| Составление и употребление в речи сложноподчиненных предложений с союзом чтобы
| Закрепление навыков связной речи
| | Май
| | 1-я
| [ч], [с], [с’]
|
| Закрепление пройденного
| Образование сложных слов и употребление их в речи
| Закрепление навыков связной речи
| | 2-я
| [щ] [ч]
|
| Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов)
| То же
| | 3-я
| [щ], [ш]
|
| Правильное употребление в речи несклоняемых имен существительных
| — // —
| | 4-я
| [щ] [ч], [с’], [т']
|
| Повторение и закрепление пройденного материала
| — // —
| | | | | | | | | | | | | | | |
Тематическое планирование лексического материала
Месяц
| Неделя
| Темы занятий для группы
| старшей
| подготовительной к школе
| сентябрь
| 1-я
| Детский сад
| Детский сад
| 2-я
| Игрушки
| Откуда хлеб пришел
| 3-я
| Огород. Овощи
| Огород. Овощи
| 4-я
| Сад. Фрукты. Ягоды
| Сад. Фрукты
| октябрь
| 1-я
| Ранняя осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы
| Ранняя осень. Осенние цветы
| 2-я
| Лиственные деревья
| Лиственные деревья. Осень в стихотворениях русских поэтов, картинах русских художников
| 3-я
| Грибы
| Лес. Грибы
| 4-я
| Семья
| Семья
| ноябрь
| 1-я
| Домашние птицы и их детеныши
| Библиотека
| 2-я
| Поздняя осень. Перелетные птицы
| Поздняя осень. Перелетные птицы
| 3-я
| Домашние животные и их детеныши
| Домашние животные и их детеныши
| 4-я
| Домашние животные. Домашние птицы
| Русские народные промыслы. Виды росписи, виды игрушек
| декабрь
| 1-я
| Дикие животные и их детеныши
| Дикие животные. Зимовка зверей
| 2-я
| Хвойные деревья
| Животные Севера
| 3-я
| Новый год
| Животные жарких стран
| 4-я
| Праздник новогодней елки. Новогодние игрушки
| Новый год. Праздник новогодней елки. Хвойные деревья
| январь
| 1-2
| Зимние каникулы
| Зимние каникулы
| 3-я
| Зима. Зимние забавы и развлечения
| Зима. Зимние забавы и развлечения
| 4-я
| Зимующие птицы
| Зимующие птицы
| февраль
| 1-я
| Одежда. Обувь
| Одежда. Обувь
| 2-я
| Дом. Мебель
| Дом. Мебель
| 3-я
| Транспорт. Правила дорожного движения
| Транспорт. Правила дорожного движения
| 4-я
| День защитника Отечества
| День защитника Отечества. Военные профессии
| март
| 1-я
| Почта
| Почта
| 2-я
| Мамин праздник. Женские профессии
| Мамин праздник. Женские профессии
| 3-я
| Продукты питания. Посуда
| Весна
| 4-я
| Весна
| Продукты питания. Посуда. Труд повара
| апрель
| 1-я
| Наш город. Моя улица
| Наш город. Моя улица
| 2-я
| День космонавтики
| День космонавтики
| 3-я
| Орудия труда и инструменты
| Орудия труда и инструменты. Сельскохозяйственные работы
| 4-я
| Рыбы
| Рыбы
| май
| 1-я
| День Победы
| День Победы
| 2-я
| Цветы и комнатные растения
| Цветы. Насекомые
| 3-я
| Насекомые
| Школа. Школьные принадлежности
| 4-я
| Времена года(обобщение)
| Здравствуй, лето! Виды спорта, спортивные развлечения, отдых
|
Планы (конспекты) групповых занятий
Для повышения коррекционно-развивающего эффекта логопедических занятий необходимо большее внимание уделять их форме и содержанию.
При формировании речевой и познавательной деятельности, преодолении нарушений личностного развития, воспитании нравственных качеств, на современном этапе к организации, проведению и содержанию логопедических занятий предъявляются следующие требования:
— изменение форм организации занятий;
— включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций;
— чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;
— использование заданий в порядке нарастающей трудности с целью раскрытия потенциальных возможностей ребенка и заданий, требующих самостоятельного выполнения;
— создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности;
— включение динамических и психорелаксационных пауз;
— обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребенку;
— повышение мотивации к процессу обучения;
— воспитание нравственно-этических чувств.
В процессе логокоррекционной работы логопед составляет планы или конспекты групповых занятий в соответствии с годовым планированием. В них указываются тема, цели, основные этапы занятия, используемый лексический и дидактический материал. Логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно включать в конспекты, не только вопросы, но и предполагаемые ответы детей.
|