Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ход урока. Тема урока: Основные положения МКТ и их опытное обоснование
Тема урока: Основные положения МКТ и их опытное обоснование
Цель урока: познакомить обучающихся с основными положениями МКТ и опытным путем их обосновать.
Задачи:
1. Обучающая:
1) ввести понятие «молекулярно-кинетическая теория».
2) определить основную задачу МКТ.
3) рассмотреть (продемонстрировать) опытные факты, подтверждающие основные положения МКТ.
2.Развивающая:
1) развивать речь, мышление,
2) развивать сенсорную сферу учащихся,
3) уметь выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать и делать выводы.
3. Воспитательная:
1) воспитывать нравственные и эстетические представления, систему взглядов на жизнь.
2) следовать нормам поведения.
3) формировать знания о строении материи, веществе, о влиянии условий на характер протекания физических процессов.
Тип урока: первичного формирования и усвоения знаний.
Форма проведения урока: комбинированный
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, штатив, прибор для демонстрации расширение тел при нагревании, свинцовые цилиндры, обучающая программа «Кирилла и Мефодия», «1С: репетитор»,
Методы обучения:
· словесные
· наглядные
· практические
· проблемные (вопросы)
Межпредметные связи:
· химия
· информатика
Ход урока
Деятельность преподавателя
| Деятельность обучающихся
| I. Организационный момент.
Приветствие преподавателя, сообщение темы урока и его целей.
II.Изучение нового материала.
Преподаватель включает видеоматериал. В основе молекулярно - кинетической теории строения вещества лежат три утверждения: вещество состоит из частиц(молекул, атомов, ионов); частицы находятся в непрерывном хаотическом движении; частицы взаимодействуют друг с другом.
Каждое утверждение строго доказано с помощью опытов. Свойства и поведение всех без исключения тел от инфузории до звезды определяются движением взаимодействующих друг с другом частиц: молекул, атомов или еще более малых образований- элементарных частиц.
Показ слайда № 1.Разбор каждого положения более подробно. Показ слайда № 2.
l. Bce вещества состоят из частиц (молекул, атомов, ионов)
Косвенные доказательства:
• Дробление вещества;
• Испарение;
• Вопрос: от каких величин зависит испарение? Прямые доказательства:
• Расширение тел при нагревании.
Демонстрация: Расширение твердых тел, жидкостей при нагревании.
Опыт №1: Нагреваем стальной шарик, который в не нагретом состоянии спокойно проходит сквозь стальное кольцо. После нагревания шарик застревает в кольце. Остыв, шарик проваливается в кольцо.
• Фотографии отдельных больших молекул (современные приборы позволяют видеть изображения отдельных атомов и молекул. На верхнем рисунке показана картина расположения атомов на острие вольфрамовой иглы. Она получена с помощью прибора, называемого ионным проектором. На нижнем рисунке - микрофотография поверхности кремниевой пластинки, где бугорки - это атомы кремния. Фотография была получена с помощью туннельного микроскопа.).
• Определение параметров молекул (диаметра, массы, скорости),
• Опыт Бриджмена (просачивание масла через сталь). Показ слайда №3с комментариями.
2.Частицы находятся в непрерывном хаотическом движении.
1. Броуновское движение- наблюдал в 1827 г. Роберт Броун (англ. ботаник)
Теорию броуновского движения - Альберт Эйнштейн в 1905 г. опытная проверка - Жан Перрен (фр.) в 1908-1911 г.г.
Броуновское движение- это тепловое движение взвешенных в жидкостях (или газах) частиц.
Показ слайда №4.
2.Диффузия- взаимное проникновение молекул соприкасающихся веществ. При диффузии молекулы одного тела, находясь в непрерывном движении, проникают в промежутки между молекулами другого соприкасающегося с ними тела и распределяются между ними.
Наблюдается в газообразных, жидких и твердых телах.
Демонстрация: Диффузия в жидкостях, имеющих различную (низкую и более высокую) температуру.
Опыт: Окрашивание жидкости, зависимость скорости диффузии (движение молекул) от температуры.
Показ слайда № 5.
Показ слайда №6.
З.Частицы взаимодействуют друг с другом.
Причина - электромагнитное взаимодействие ядер соседних молекул.Примеры:
• слипание свинцовых цилиндров (демонстрация опыта),
Демонстрационный эксперимент: Сила притяжения и отталкивания между молекулами.
Опыт Со свинцовыми цилиндрами, взаимодействие влажных и сухих стеклянных пластинок как проявление или не проявление молекулярных сил.
• прилипание стекла к воде,
• сопротивление растяжению и сжатию,
• малая сжимаемость твердых тел и жидкостей,
• сохранение формы твердых тел.
IY. Домашнее задание
Выучить конспект, § 24.
Y. Закрепление материала.
Письменно ответить на вопросы теста:
1. Какое явление наиболее убедительно доказывает, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении?
А. Испарение жидкости.
Б. Диффузия.
В. Изменение объема при нагревании.
Г. Броуновское движение.
2. Какое явление наиболее убедительно доказывает, что между молекулами существуют силы притяжения?
А. Газ оказывает давление на стенки сосуда.
Б. Диффузия.
В. Существование жидкостей и твердых тел.
Г. Броуновское движение.
3. Как зависит скорость диффузии от температуры для данного агрегатного состояния вещества?
А. Не зависит.
Б. Увеличивается с повышением температуры.
В. Уменьшается с повышением температуры.
Г. Ответ неоднозначен.
4. Как движутся молекулы газов в воздухе?
А. Молекулы в основном колеблются.
Б. Молекулы в основном вращаются.
В. Молекулы в основном движутся поступательно.
Г. Молекулы движутся равномерно от столкновения до столкновения.
5. Чем в основном определяется скорость распространения запаха духов в комнате?
А. Броуновским движением.
Б. Диффузией.
В. Конвекционными потоками воздуха.
Г. Испарением.
6. В каком случае число молекул больше: в одном моле водорода или в одном моле воды?
А. Одинаковое.
Б. В одном моле водорода.
В. В одном моле воды.
Г. Ответ неоднозначен.
VI. Подведение итогов, выставление отметок.
| Обучающиеся приветствуют преподавателя, настраиваются на урок.
Обучающиеся делают записи в тетрадях. (Можно выдать конспекты ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Предполагаемый ответ обучающихся:
«Испарение зависит от:
а) площади поверхности жидкости,
б) плотности жидкости,
в) наличия ветра,
г) температуры».
Вывод: При нагревании стальной шарик расширяется (увеличивается в объеме), а при охлаждении сужается (уменьшается в объеме).
Обучающиеся просматривают видеоматериал и делают записи.
Обучающиеся просматривают видеоматериал и делают записи.
Вывод: Чем выше температура, тем быстрее движутся частицы вещества.
Вывод: Частицы притягиваются друг к другу.
Записывают домашнее задание.
Можно предложить в группах СПО выполнить тест за ПК:
Предполагаемые ответы: Б В Б Г Б А
|
Литература:
1.Учебник Ф - 10.- Г.Я. Мякишев.
2.Поурочные разработки по физике.- В.А.Волков, - Москва.- «Вако».- 2006г.
Интернет-ресурсы:
1. https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/osnovnye-polozheniya-molekulyarno-kineticheskoi-teorii
2. сайт Referat.Mirslovarei.com.
|