Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ученическое самоуправление
Организация ученического самоуправления в условиях сельской малокомплектной школы Когда существовали октябрятские звездочки, организация ученического самоуправления было предельно просто: есть командир звездочки и команда. Вся работа в классе организуется как соревнование или конкурсы между звездочками. Отказ от октябрятских звездочек привел к новой ситуации в организации ученического самоуправления в начальной школе. · Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? · Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся? · Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса, с вожатыми в сложившейся ситуации? · Как организовать работу родителей? На эти и многие другие вопросы приходится искать ответ учителю с первых дней знакомства со своими воспитанниками. Ситуация в данный момент осложняется тем, что в сельских школах зачастую приходится работать с несколькими классами, так как наполняемость классов в последнее время сильно уменьшилась. Такая же сложная ситуация сложилась и в нашей, Балдаевской СОШ. Третий год в начальной школе работаем двумя классами. Встал вопрос об организации ученического самоуправления нового вида, так как старая структура стала неинтересной для учащихся и для самого себя, как классному руководителю. С 2005-2006 была организована игра путешествие по Республике «Радость». Игру начали с учащимися 1 и 3 классов. В этом 2006-2007 учебном году в 4 классе обучаются 11 детей, 4 ученика во 2 классе. Как классный руководитель свои усилия направляю на создание такой воспитательной системы, целью которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение данной цели предполагает планомерное освоение первоклассниками азбуки организаторского мастерства, формирование реально действующего самоуправления в классе на примере более старшего, 3 класса, т. е. работают под девизом «Делай как я». На следующий год работа продолжается уже на более высоком уровне самостоятельности, уже под девизом «Вместе лучше». Ведущую роль в республике играет Президент, перевыборы которого проходят тайным голосованием в начале каждой четверти, работа которого согласуется Советом Старейшин (кл. руководитель и родительский комитет) и командой Советников (вожатые). Обрести свои первые организаторские умения и навыки способствует путешествие первоклассников не в одиночку, а микрогруппами: · команда друзей Карандаша, · команда Разведчиков, · команда друзей Самоделкина, · команда друзей Мудрейшего. В каждой команде по одному первокласснику и три 4-классника. Так жители республики живут командами и занимаются определенным видом деятельности. В республике действует система чередования поручении, чтобы каждый ребенок попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности. Смена поручений с обязательным подведением итогов коллективного и индивидуального их выполнения происходит на классном собрании, которое проводится один раз в четверть. Здесь дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную. Вся деятельность жителей Республики отражается на классных стендах. Каждый житель, в зависимости от того, какое участие принимал он в жизни республики, получает поощрительные значки: «Самый активный», «Книголюб», «Активный спортсмен», «Спортсмен-рекордсмен», «Прилежный ученик», «Друг Мойдодыра». В конце года определяется «Ученик года», составляется «Книга рекордов нашего класса». Ежемесячно выпускается классный журнал «ШИК» (Шуверова и компания). . В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы и оценивать результат. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а затем научу кого-нибудь тому, что умею сам». Вся работа строится в тесной взаимосвязи с вожатыми и родителями учащихся, которые помогают детям получить важные для жизни знания, умения и навыки. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Делаем не за маленьких, а вместе с ними — главное условие подготовки и проведения любого дела. Активно, творчески и добросовестно выполнять поручения помогают путешественникам советы-подсказки, изложенные в специально разработанных памятках для младших школьников .(См. приложение 1) На классном сборе были приняты и утверждены государственные праздники и фирменные дела жителей Республики «Радость». (см. приложение 2) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Памятка для «Друзей Самоделкина» 1.Тебе доверили поручение, которое принесет пользу всем. Зорко следи за чистотой ипорядком в классе. С помощью классного руководителя составь график дежурства. 2.При проведении генеральных уборок определяй каждому участок работы. Не забудь проверять, как выполняется поручение. 3.Помогай дежурным и учителю в подготовке кабинета к уроку. 4. Проверяй, все ли ребята готовят школьные принадлежности к уроку. Заведи в классе «Забывайку» — место, где будут лежать потерянные и запасные карандаши, линейки, ручки. 5.Следи за сохранностью парт и стульев, о сломанной вещи или оборудовании сообщай учителю или неси их в кабинет технического труда. 6.Ухаживай за комнатными растениями. 7. Проверяй, все ли одноклассники переобуваются в сменную обувь. 8. В конце месяца расскажи всем о своей работе. Кто тебе помогал? Кто нарушал чистоту и порядок? Памятка для «Друзей Мудрейшего» 1.Тебе доверили очень серьезное поручение — учебные дела класса, значит, тебе верят и на тебя надеются. Понаблюдай внимательно за одноклассниками: может быть, кому-то нужна помощь? Помни: нельзя смеяться над ошибками других, давать списывать. Лучше вместе с учителем объясни, расскажи, посоветуй прочитать. 2.Помоги учителю, проконтролируй, как ведутся записи в дневнике, в каком состоянии тетради, учебники. Только сначала попроси учителя, чтобы тот предупредил ребят о предстоящей проверке. 3.Старайся по возможности всегда рассказывать в классе что-нибудь интересное. Можно выпускать листки знаний «В мире интересного», вести «Календарь природы», проводить викторины, устраивать интеллектуальные конкурсы. 4.Следи за результатами конкурсов «Ученик года», «Спортсмен года», рассказывай об этом ребятам. Следи за работой стендов и классных уголков. 5.Формируй команду одноклассников для участия в школьных интеллектуальных играх. 6.В конце месяца отчитайся перед одноклассниками о проделанной работе. Памятка для «Друзей Карандаша» 1. Ты — юный корреспондент классной газеты. При помощи карандаша, кисточки и красок ты можешь рассказать всем обо всем. 2.Внимательно понаблюдай за одноклассниками. Запиши себе в блокнот интересный случай или происшествие из жизни класса, отчет о работе по выполнению других поручений. Собирай интересные картинки, используй их в газете. Напиши статью в классный журнал-альманах. 3.Узнай у одноклассников об их интересах и увлечениях. Возьми у кого-нибудь интервью. Предложи одноклассникам сделать выставку рисунков. 4.Если есть возможность, то сфотографируй или сними на видеокамеру своих одноклассников (можно попросить родителей). Оформи летопись классных дел. 5.Выпусти газету-поздравление, газету-информацию, газету-дружеский шарж, газету по итогам дежурства. 6.Расскажи одноклассникам о детских газетах и журналах. 7.В конце месяца отчитайся перед одноклассниками о проделанной работе. Расскажи, кто тебе помогал? Кто мешал? Памятка для « РАЗВЕДЧИКОВ » 1.Тебе доверили узнавать все самые важные новости. К тому, что узнал, отнесись очень ответственно, расскажи об этом классному руководителю и ребятам своего класса. 2. Следи за работой экрана активности, куда будешь записывать школьные и классные события, имена и фамилии самых активных ребят в классе. 3. Внимательно следи за доской объявлений, своевременно напомни всем о предстоящей игре, приведи в назначенный час одноклассников на линейку. 4. В конце месяца подведи итоги своей работы. Что у тебя получилось? Что не получилось? Кто помогал? Кто мешал? ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
|