Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. П. Ильин. ДЕЦЕНТРАЦИЯ— фр. DÉCENTRATION — одно из основ­ ных понятий постструктурализма, деконструктивизма и по­ стмодернизма (см.:






ДЕЦЕНТРАЦИЯ — фр. DÉ CENTRATION — одно из основ­
ных понятий постструктурализма, деконструктивизма и по­
стмодернизма (см.: постструктуралистско-деконструк-
тивистско-постмодернистский комплекс).
Д., по мнению
Ж. Дерриды, является необходимым условием критики тради­
ционного западноевропейского образа мышления с его
" логоцентрической традицией". Как отмечает Г. Косиков, свою
основную задачу франц. ученый видит в том, " чтобы оспорить
непререкаемость одного из основополагающих принципов
европейского культурного сознания — принципа " центрации",
пронизывающего " буквально все сферы умственной деятельно­
сти европейского человека: в философии и психологии он при­
водит к рациоцентризму, утверждающему примат дискурсивно-
логического сознания над всеми прочими его формами, в куль­
турологии — к европоцентризму, превращающему европей­
скую социальную практику и тип мышления в критерий для
" суда" над всеми прочими формами культуры, в истории — к
презенто- или футуроцентризму, исходящему из того, что
историческое настоящее (или будущее) всегда " лучше",
" прогрессивнее" прошлого, роль к-рого сводится к
" подготовке" более просвещенных эпох и т. д. Вариантом
философии " центрации" является субстанциалистский редук-
ЦИОНИ1М, постулирующий наличие некоей неподвижной исход­
ной сущности, нуждающейся лишь в воплощении в том или
ином материале; в философии это представление о субъекте как
своеобразном центре смысловой иррадиации,

" опредмечивающемся" в объекте; в лингвистике — идея пер­вичности означаемого, закрепляемого при помощи означающе­го, или первичности денотации по отношению к коннотации; в литературоведении — это концепция " содержания", предшест­вующего своей " выразительной форме", или концепция непо­вторимой авторской " личности", " души", материальным инобы­тием к-рой является произведение; это, наконец... позитивист-


40 ДИСКУРС

екая каузально-генетическая " мифологема" (16, с. 35-36). Критика всех этих " центризмов", подчеркивает Н. Автономова, " стягивается у Дерриды в понятие " логоцентризма" как их наиболее теоретически обобщенную форму" (1, с. 168).

В литературоведении проблема Д. в основном получила свою разработку в двух аспектах: " децентрированного субъек­та" и " децентрированного дискурса". Так, согласно точке зрения одного из ведущих теоретиков постструктурализма и постмодернизма амер. критика Ф. Джеймсона, пародия в " эпоху позднего капитализма", " лишенного всяких стилистиче­ских норм", вырождается в пастиш, причем ее появление свя­зывается Джеймсоном с процессом " децентрирования дискур­са", т. е. исчезновения из него единого смыслового центра и одновременно " индивидуального субъекта в постиндустриаль­ном обществе"; " исчезновение субъекта вместе с формальными последствиями этого явления — возрастающей недоступностью индивидуального стиля — порождает сегодня почти всеобщую практику того, что может быть названо пастишью" (209, с. 64).

Другой теоретик, голл. исследователь Д. В. Фоккема, свя­зывает появление постмодернизма с формированием особого " взгляда на мир", в к-ром человек лишен своего центрального места. Для него постмодернизм — это " продукт долгого про­цесса секуляризации и дегуманизации"; если в эпоху Возрож­дения возникли условия для появления концепции антрополо­гия, универсума, то в XIX и XX столетиях под влиянием наук — от биологии до космологии — стало якобы все более за­труднительным защищать представление о человеке как о центре космоса: " в конце концов оно оказалось несостоятель­ным и даже нелепым" (128, с. 80, 82).

Теоретич. " децентрация субъекта" как отражение специфич. мировоззренческой установки сказалась на главном объекте лит-ры — человеке, поскольку последовательное применение основанных на идее Д. постмодернистских принципов его изображения на практике привело сначала к девальвации, а затем и к полной деструкции личности персонажа как психоло­гически и социально детерминированного характера (67).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.