Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровни обобщения знаний, необходимых для формирования трудовых умений
Знания об объекте действия
| Знания о действиях с объектом
| Уровень
| Преимущественный источник формирования
| Уровень
| Преимущественный источник формирования
| 1. Непосредственные (чувственные) знания о техническом объекте — восприятия и представления
| Непосредственное наблюдение технических объектов, выполнение лабо-раторно-прак-тических работ, изучение объекта в процессе дальнейшей работы с ним
| Непосредственные (чувственные) знания о действиях с техническим объектом — восприятия и представления
| Показ выполнения действий мастером производственного обучения, наблюдение процесса выполнения этих действий другими, обогащение восприятий и представлений в процессе выполнения трудовых действий
| 2. Феноменологические (описательные) знания об устройстве и действии технического объекта
| Изучение курса
специальной
технологии
| Феноменологические (описательные) знания о действиях с техническим объектом
| Инструктаж, инструкционная карта, изучение курса специальной технологии
| 3. Знание общих принципов устройства и действия технических объектов определенного вида, класса
| Изучение общетехнических предметов (электротехники, материалов едения и т. д.), специальной технологии
| Знание общих правил (алгоритмов) действий с различными техническими объектами определенного вида, класса в различных условиях
| Объяснение мастера производственного обучения, изучение курса специальной технологии, самостоятельное овладение знаниями в процессе трудовой деятельности
| 1 См.: Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. — М., 1986. — С. 40.
Окончание табл. 26
Знания об объекте действия
| Знания о действиях с объектом
| Уровень
| Преимущественный источник формирования
| Уровень
| Преимущественный источник формирования
| 4. Знание естественнонаучных основ, принципов устройства и действия технических объектов
| Изучение курсов математики, физики, химии и т.д., иллюстрация явлений, законов, теорий в процессе изучения общетехнических и специальных предметов, производственного обучения
| Знание научных основ, общих принципов технологии отрасли и организации трудовой деятельности рабочего, основ экономики и организации труда и производства
| Изучение курса специальной технологии, предметов «Основы экономических знаний», «Материалы и технология машиностроения» и т. п., связь преподавания общественных и общеобразовательных дисциплин с профессиональной подготовкой учащихся
| Обучение знаниям реализуется посредством различных видов деятельности. К ним относятся:
1) демонстрация учащимся различных предметов и явлений;
2) наблюдение учащихся за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей;
3) сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств; выявление и объединение (синтез) таких свойств, общих для всех рассмотренных объектов или, наоборот, различающих объекты по группам;
4) абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах;
5) обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.
Изложенный путь формирования знаний в одних случаях может демонстрироваться педагогом, в других — обнаруживаться или создаваться самими учащимися при изучении литературы, проведения практических работ, упражнений, экскурсий и др. Точно так же наблюдение, анализ, синтез, сопоставление, абстрагирование и обобщение могут осуществляться самим преподавателем, проводиться учащимися под руководством педагога, наконец, стать
продуктом самостоятельной познавательной деятельности учащихся в проблемных ситуациях.
|